Сибирские огни, 1927, № 6
писательские организации располагают специальными домами для своих засе даний и читок. Ни в одной стране в мире писатели не пользуются таким вни манием и заботливостью правительства, как у нас в СССР. Короче говоря, со ветские писатели в массе вступили в 11 годовщину Октября с тугим кошель ком и хорошими настроениями. Соответствующее настроение часто создается кошельком у тех, у кого другие установки не всегда устойчивы. Но левая часть писателей, особенно пролетарские писатели, живущие несравненно бед нее правых своих собратьев по перу, вступают во второе десятилетие проле тарской диктатуры с величайшей радостью и бодростью, так как они отлич но понимают, что их существование и всяческое материальное благополучие неразрывно связано с существованием и материальным благополучием первой в мире Республики Советов. Только что вышедшая однодневная октябрьская газета ФСП— тому яркое доказательство. Мы в Сибири считаем, что издательские и материальные наши возмож ности при советской власти безграничны по сравнению с довоенным временем и что ни один писатель не может пожаловаться, что его не издают, его вещи не печатаются. Наоборот, здесь писательская продукция недостаточно велика, во всяком случае, она целиком поглощается Сибирским Краевым Издатель ством и литературными страницами всех наших газет. В области формальных достижений мы ничем особенным похвастаться не можем, если отнесем к центру таких своеобразных наших писателей, как Всеволод Иванов и Сейфуллина. Мой содокладчик— Итин—ничего не сказал о чрезвычайно больших успехах в области формы в центральной части СССР. Хотя в тему моего доклада это не входит, но я не могу умолчать о появлении таких оригинальных писателей, как Артем Веселый, Исаак Бабель, автор «Па дения Дайра» Малашкин ("Родов: Малышкин), Малышкин, Малашкин у всех в зубах навяз за последнее время, поэтому его и путаешь... Леонид Леонов и Фадеев. Но все же и в Сибири в области формы большие сдвиги. Если мы срав ним работу писателей до революции и после нее, то увидим резкую разницу как в содержании, так и в форме. Содержание стало бесконечно значитель нее и весомее, форма многограннее, сложнее. Революция научила нас писать по-новому. Она научила нас оперировать массами, заставила писать по прин ципу «смещения планов». Не могу не отметить еще одного нашего завоевания на литературном фронте. За годы революции жажда художественного творчества охватила са мые широкие, самые низовые рабоче-крестьянские массы. В литературу при шла новая категория писателей— «самосочинителей»—без школы, без куль турных навыков, даже без общего образования, прямо от станка или плуга. И, тем не менее, эти люди с поразительной быстротой двигаются к овладению высочайшими и труднейшими позициями художественной литературы (Копте- лов, Мухачев, Шеренгин, Доронин, Акимов, Титов, Козлов, Семынин, Ваню- хин). Наши достижения в области выявления, выдвижения писателя из самой гущи пролетариата и крестьянства вынуждены признать даже эмигранты. В своем сборнике «Вольная Сибирь», вышедшем в 1926 году в Праге, они, хотя и через ять, но пишут: — Это явление, пожалуй, новое в сибирской литературе. До революц эти низы не были задеты в такой мере жаждой творчества. В самом деле, из ежегодно присылаемых в редакцию («Сиб. Огн.» В. 3.) 500-600 рукописей— две трети принадлежит «самосочинителям». Я уже говорил, что приход революции знаменует собой быструю смену поэтических направлений и возникновение ряда писательских организаций. В центре этих организаций и групп появились буквально десятки. Между ними
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2