Сибирские огни, 1927, № 6
клопедии проф. М. К. Азадовский. Он не нашел возможным включить в слов ник больше десяти сборников и журналов на протяжении ста с лишним лет. Как видите, картина не особенно радостная. К тому же тираж каждого из этих журналов и сборников был ничтожен и каждый из них выходил очень недолго. Художественная литература частными издателями, как правило, не из давалась. Частные издатели считали зазорным ставить свою фамилию на кни ге беллетриста или поэта. Процветало меценатство. П. И. Макушин, например, давал деньги беллетристу или поэту на издание книги, но сам издавать отказы вался. Литература прозябала и питалась крохами, падающими со стола меце ната. За пятнадцать лет издательской деятельности Макушин издал сорок названий. Среди них не было ни одной книги художественной литературы, тогда как Сибкрайиэдат за пять лет издал двести названий и среди них де сятки сборников стихов и рассказов. Как же обстояло дело в дореволюционное время с писательскими орга низациями? Таковых дореволюционное время не знало. Были «среды», «пятни цы», «субботы», собирались близкие знакомые вокруг Г. И. Потанина, вокруг какой-нибудь газеты, но ясно оформленной организации не было. Были «чаи», были «знакомые», но организации не было. Писатели были распылены, связь налаживали друг с другом только перепиской. В нашей книжке «Художествен ная литература в Сибири», изданной Сибирским Союзом Писателей и очень скорополительно отнесенной к разряду халтурных нашей уважаемой краевой газетой, есть сведения о том, что раньше писатели связывались друг с другом с большим трудом, что договориваться нужно было на большом расстоянии, что встречи были случайны. Поговорить о любимом деле, наметить общие пути было очень трудно. Тем не менее, в Сибири нарождалась своя общественность, развивалась своя интеллигенция, рост которой шел параллельно нарастанию тех сил, которые в 1917 году решили судьбу России и Сибири. Сибирь стала перед лицом Февральской революции. Силы, скованные старым строем, немед ленно нашли выход, и писатели Сибири приступили к созданию ряда своих ор ганизаций. Возникли писательские организации в Барнауле, в Иркутске, во Владивостоке, в Чите и т. д., но все они возникали по содружеству, по зна комству, а не по поэтическим или идеологическим признакам Борьба поэтиче ских направлений в Сибири не было. Все эти направления с большим опозда нием докатывались из России. Смена поэтических направлений проходила в России с начала столетия очень бурно, но Сибирь жила несколько иным темпом. Через. Уральские горы все это докатывалось с большим опозданием и вялостью. Максимальное развитие борьбы поэтических направлений, которое относится к 18-19 годам, через фронты гражданской войны почти не дошло до Сибири. Хотя некоторые негромкие отзвуки происходящего в центре были и здесь. Были иммажинисты в Омске (Игорь Славнин), футуристы на Дальнем Востоке. Серьезно, как о фуппе с направлением, можно говорить только о футуристах на Д. В. (Чужак, Асеев, Третьяков, Д. Бурлюк). В основной же своей массе писатели в Сибири дрались с оружием в руках, не в переносном, ;а в прямом смысле этого слова. Скажем, поэт Ю. Сопов стоял с винтовкой на той стороне—с белыми, а поэт А. Оленич-Гнененко—стоял с винтовкой в нашем красном лагере. Так что здесь шел вопрос о борьбе классов, о борь бе политической, о гражданской войне, а не о борьбе поэтических направле ний. Но обо всем этом мы уже достаточно говорили и на нашем с'езде, и в ря де докладов. Повторяться мне не хочется, поэтому я намечу только основные вехи. Если после Февральской революции замечается известное оживление в рядах писателей Сибири, то с приходом белых это оживление замирает, затор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2