Сибирские огни, 1927, № 6
V. Не романтика, но деловой расчет. Прокуратуре была задана тяжелая задача— разобраться во всех этих делах. Из частных разговоров явствовало, что, в конце-концов, взаимоотноше ния между пресловутыми братьями и их беглыми женами сложнее, чем мы, горожане, привыкли думать. Один интеллигентный татарин, имевший связь с городскими киргизами, однажды сказал в редакции: — Я много слышал о байбатырэвщине. Факты истязания женщин, ра зумеется, налицо. Это их степной быт. Но не в одном истязании дело. Все эти женщины, так сказать, передовые киргизки. Они узнали законы советской власти и хотят ими воспользоваться. Они требуют развода и об этом говорят вам, редакционным работникам. Но вместе с тем они требуют раздела иму щества. Мужья смотрят на это дело так: «Не хочешь быть женою—убирайся. Другую найду. Вернее— куплю». Но, когда уходящая жена требует и имуще ства, муж начинает ее преследовать, бить, запугивать. Аксакалы, хранители традиций, становятся на сторону мужа. Вот трагедия в чем. Не в любви, а в экономике. Высказанное нашим другом-татарином вскоре подтвердилось. Жена еще одного из братьев Байбатыровых, Куркима, прислала нам письмо с просьбой разрешить совсем уж специальный вопрос насчет наследственного жеребца. Куркима, поддавшись духу времени и наскучив получать побои, тоже разве лась. При разделе имущества ей подсунули вместо ее жеребца, который был в ее приданом, некую негодную кобылу. «Когда же кончится произвол братьев Байбатыровых, этих людей знатного рода, служивших при царе в волостном правлении?»—писала Куркима. Мы посоветовали ей обратиться непосредственно к юристу. VI. «Рабочий Путь», как солнце, должен осветить всех! Прокуратура вела расследование по первым делам, а письма из аулов все шли и шли. Киргизы вступили в деятельную переписку с редакцией. Пи сали женщины, писали комсомольцы. Их письма (их хранится у нас не мало) подтверждали правильность фельетонов о братьях Байбатыровых, вскрывали «славное прошлое» этого высокого степного рода. — Наконец-то омская газета обратила внимание на наши киргизские дела,—писал один комсомолец.— Прежде мы тоже посылали письма по разным вопросам, но редакция не печатала— то ли не хотела разбирать наше плохое русское письмо, то ли не хотела путаться в чужое, не русское дело. Прислали письмо и Байбатыровы. Теперь уж, после портрета Мариам и поднятого шума, они не грозили нам судом. Писали так: «Газета «Рабочий Путь» должна, подобно солнцу, осветить всех без исключения, поэтому надеемся, что найдется скромный уголок для нашего возражения против несправедливой клеветы недругов». Но в редакцию заходили эти самые недруги. Говорили: — Большой спасиб! Байбатыровы— хитрый народ. Волостью заправля ли раньше. Братья в городе в русской школе учились. Богачи. Законы знают— темный народ пугают! Однажды редакцию посетил убитый горем киргиз-батрак. — Опять по байбатырскому делу? — Нет. Другое дело. Я Орал Торобаньев, сын бедняка. Жил в Петропав ловской губернии. Женился. Прошлом году пошел в Омский округ работать батраком. Заработал триста пятьдесят рублей, прихожу домой— зимовка раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2