Сибирские огни, 1927, № 6

зяйство, факторию со всеми нужными товарами, РИК для регистрации, для получения ссуды. Советы, указания, справки, все виды помощи и даже развлечения. Все должен получить туземец на культбазе. Это—очаг культуры, который прививает туземцу культурные навыки,, внедряет в его толщу новые правовые и материальные устои. И в то же время это та лаборатория, в которой во всех деталях внимательно, сосредоточенно изучается и бытовой, и хозяйственный уклад жизни туземца, его специфические заболевания, строение его орга­ низма, его психика, методы его мышления, его диалект, его история, его эпос и показательное искусство, его культ. Первая культбаза создана для тунгусов в Туруханском крае, по Нижней Тунгуске, при впадении в нее Кочечумы и называется—Тура. Для создания культбаз сразу (постройка всех нужных зданий, при­ глашение всех сотрудников) требуются большие затраты. Поэтому и культбаза пока создана одна. Но по существу организация такого рода культбаз по Сибири начата в различных районах. Определяется район наибольшего экономического и культурного тяготения туземного населе­ ния какого-либо района к какому-либо пункту. В этом пункте постепен­ но создается ряд учреждений. Врачебный пункт, потом школа, а там хлебо-запасный магазин. Так незаметно и обрастает эта культбаза, по­ немногу, втихомолку. На Яновом Стане, на Алыджере, в Ербогаченах... Будет и в Ларьяхском и на Байките и в Тутурском... понемногу. Для туземца очень важно не крутиться по таежным заломам да по болотам по 3-5 тыс. километров в поисках то РИК‘а, то лекаря, то лавки. А вот добрался в одно место и обделал все свои дела разом—это так! „ Вопросы, связанные с вымиранием туземного населе- Изучение жизне- к J способности ту- ния>не Раз обсуждались и в старой, и в новой литерату- земцев и иеди- ре. Самое вымирание, если не всех, то, во всяком случае, цинская.помощь некоторых народностей, является фактом, с которым нель­ зя не считаться. В прежней литературе обычным было мнение, что туземное населе­ ние безнадежно обречено на вымирание, в силу причин физического ха­ рактера, как конечный итог общего процесса вырождения этих племен. Еще в 1911 году у Дунина-Горковича, этого серьезного исследова­ теля, в его труде «Тобольский Север» мы читаем: «Останавливаясь на причинах грустного факта вымирания инородцев, надо прежде всего ука ­ зать на малую плодовитость инородческого населения, отмеченную всеми исследователями севера. Это явление среди инородцев обуславливается, с одной стороны, слабою производительною силою расы, а с другой—тем неумолимым законом, по которому малокультурная народность неизбежно начинает вырождаться при соприкосновении с народностями, более куль­ турными... Однако, еще за 20 лет до того, как были написаны эти строки, одним из крупных публицистов Сибири, особенно много внима­ ния посвятившего «инородческому» вопросу, высказывалось мнение, что «первопричиной вымирания туземного населения является экономическая кабала, в которой оно находится, экономический кризис, ими пережи­ ваемый». При старом режиме этот взгляд, естественно, не встретил большого сочувствия со стороны правительственных кругов, так как утверждение о неизбежном вымирании малых народностей, фактически освобождало сибирских администраторов от всяких забот об улучшении условий жизни туземца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2