Сибирские огни, 1927, № 6
зяйство, факторию со всеми нужными товарами, РИК для регистрации, для получения ссуды. Советы, указания, справки, все виды помощи и даже развлечения. Все должен получить туземец на культбазе. Это—очаг культуры, который прививает туземцу культурные навыки,, внедряет в его толщу новые правовые и материальные устои. И в то же время это та лаборатория, в которой во всех деталях внимательно, сосредоточенно изучается и бытовой, и хозяйственный уклад жизни туземца, его специфические заболевания, строение его орга низма, его психика, методы его мышления, его диалект, его история, его эпос и показательное искусство, его культ. Первая культбаза создана для тунгусов в Туруханском крае, по Нижней Тунгуске, при впадении в нее Кочечумы и называется—Тура. Для создания культбаз сразу (постройка всех нужных зданий, при глашение всех сотрудников) требуются большие затраты. Поэтому и культбаза пока создана одна. Но по существу организация такого рода культбаз по Сибири начата в различных районах. Определяется район наибольшего экономического и культурного тяготения туземного населе ния какого-либо района к какому-либо пункту. В этом пункте постепен но создается ряд учреждений. Врачебный пункт, потом школа, а там хлебо-запасный магазин. Так незаметно и обрастает эта культбаза, по немногу, втихомолку. На Яновом Стане, на Алыджере, в Ербогаченах... Будет и в Ларьяхском и на Байките и в Тутурском... понемногу. Для туземца очень важно не крутиться по таежным заломам да по болотам по 3-5 тыс. километров в поисках то РИК‘а, то лекаря, то лавки. А вот добрался в одно место и обделал все свои дела разом—это так! „ Вопросы, связанные с вымиранием туземного населе- Изучение жизне- к J способности ту- ния>не Раз обсуждались и в старой, и в новой литерату- земцев и иеди- ре. Самое вымирание, если не всех, то, во всяком случае, цинская.помощь некоторых народностей, является фактом, с которым нель зя не считаться. В прежней литературе обычным было мнение, что туземное населе ние безнадежно обречено на вымирание, в силу причин физического ха рактера, как конечный итог общего процесса вырождения этих племен. Еще в 1911 году у Дунина-Горковича, этого серьезного исследова теля, в его труде «Тобольский Север» мы читаем: «Останавливаясь на причинах грустного факта вымирания инородцев, надо прежде всего ука зать на малую плодовитость инородческого населения, отмеченную всеми исследователями севера. Это явление среди инородцев обуславливается, с одной стороны, слабою производительною силою расы, а с другой—тем неумолимым законом, по которому малокультурная народность неизбежно начинает вырождаться при соприкосновении с народностями, более куль турными... Однако, еще за 20 лет до того, как были написаны эти строки, одним из крупных публицистов Сибири, особенно много внима ния посвятившего «инородческому» вопросу, высказывалось мнение, что «первопричиной вымирания туземного населения является экономическая кабала, в которой оно находится, экономический кризис, ими пережи ваемый». При старом режиме этот взгляд, естественно, не встретил большого сочувствия со стороны правительственных кругов, так как утверждение о неизбежном вымирании малых народностей, фактически освобождало сибирских администраторов от всяких забот об улучшении условий жизни туземца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2