Сибирские огни, 1927, № 6
рые из этих школ функционируют два-три года, ими уже подготовлен не который контингент молодежи, который через два-три года сможет проявить себя на местах полезными и активными работниками. С боль шим трудом, постепенно учителя овладевают своеобразным и разноха рактерным юным человеческим материалом. Туземцы оказываются спо собными, любознательными и трудоспособными, способными к жизни кол лектива, способными к самодеятельности. По отношению к русскому учи телю устанавливаются отношения большого доверия и симпатии. Устана вливается живая связь между школой и местным туземным населением в лице кооператива и тузсовета. Первоначальный кризис с помещениями постепенно изживается. По мещения одни отстраиваются, другие приспособляются под школу. При помощи ряда местных работников выработана особая программа, применительно к пониманию и развитию туземца, применительно к об щим условиям его быта. Центром составлены и изданы книги для чтения и букварь, правда, пока на русском языке, которые, однако, по своему материалу несравненно понятнее и интереснее для детей-туземцев. Чтобы школа не была для учеников чем-то отвлеченным, чтобы приблизить ее к туземцу, выявилась необходимость не ограничивать пре подавания общеобразовательными предметами, а ввести в программу про мысловый уклон, при чем в некоторых школах он дополняется ремеслен ным и сельско-хозяйственным. Нужно было создать условия, при которых школа не только не отрывала бы туземца от его хозяйственной обста новки, не отучала бы его от обычной трудовой деятельности, но, наобо рот, помогла бы ему в борьбе с суровыми условиями природы и сообщи ла бы ему знания, необходимые, чтобы повысить производительность его хозяйства, его домашнего производства и промысловой деятельности. При туземных школах создаются огороды и даже небольшие посев ные площади (Мрасский интернат в Горной Шории), пасеки, приглашают ся инструктора-охотоведы и инструктора по рыболовству, при чем школы обслуживаются промысловым инвентарем (ружьями, капканами, неводами, лодками и проч.). Устраиваются мастерские— столярные, слесарные, са пожные. Таким образом, наметка построения нового типа туземной школы сделана, хотя бы и в грубых чертах. Это является крупным достижением. Достижением является также и выявление в процессе работы этой новой школы всех трудностей и дефектов в постановке дела, ибо в этом луч ший залог того, что работа стоит на верном пути. Существующие школы удовлетворяют далеко не все туземное насе ление. Необходимо умножать и расширять их, но, что особенно важно, необходимо учитывать опыт работы, построить выводы и на основании их создать устойчивый тип этой новой школы—туземной школы. В этом задача следующего десятилетия. Следует отметить, что в настоящее время на рабфаках Ленинграда, Москвы и Томска обучается несколько десятков представителей малых народностей. Таким путем подготовляется тот актив, который в ближай шие годы вернется к своим сородичам, чтобы ковать новый закон и новую «веру». К ь т б а з а Чрезвычайно интересным мероприятием является со здание культбаз. На культбазе туземец должен найти все ему нужное—школу, врача, хлебозапасный магазин, ветеринарного врача, оленное показательное хо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2