Сибирские огни, 1927, № 6

рые из этих школ функционируют два-три года, ими уже подготовлен не­ который контингент молодежи, который через два-три года сможет проявить себя на местах полезными и активными работниками. С боль­ шим трудом, постепенно учителя овладевают своеобразным и разноха­ рактерным юным человеческим материалом. Туземцы оказываются спо­ собными, любознательными и трудоспособными, способными к жизни кол­ лектива, способными к самодеятельности. По отношению к русскому учи­ телю устанавливаются отношения большого доверия и симпатии. Устана­ вливается живая связь между школой и местным туземным населением в лице кооператива и тузсовета. Первоначальный кризис с помещениями постепенно изживается. По­ мещения одни отстраиваются, другие приспособляются под школу. При помощи ряда местных работников выработана особая программа, применительно к пониманию и развитию туземца, применительно к об­ щим условиям его быта. Центром составлены и изданы книги для чтения и букварь, правда, пока на русском языке, которые, однако, по своему материалу несравненно понятнее и интереснее для детей-туземцев. Чтобы школа не была для учеников чем-то отвлеченным, чтобы приблизить ее к туземцу, выявилась необходимость не ограничивать пре­ подавания общеобразовательными предметами, а ввести в программу про­ мысловый уклон, при чем в некоторых школах он дополняется ремеслен­ ным и сельско-хозяйственным. Нужно было создать условия, при которых школа не только не отрывала бы туземца от его хозяйственной обста­ новки, не отучала бы его от обычной трудовой деятельности, но, наобо­ рот, помогла бы ему в борьбе с суровыми условиями природы и сообщи­ ла бы ему знания, необходимые, чтобы повысить производительность его хозяйства, его домашнего производства и промысловой деятельности. При туземных школах создаются огороды и даже небольшие посев­ ные площади (Мрасский интернат в Горной Шории), пасеки, приглашают­ ся инструктора-охотоведы и инструктора по рыболовству, при чем школы обслуживаются промысловым инвентарем (ружьями, капканами, неводами, лодками и проч.). Устраиваются мастерские— столярные, слесарные, са­ пожные. Таким образом, наметка построения нового типа туземной школы сделана, хотя бы и в грубых чертах. Это является крупным достижением. Достижением является также и выявление в процессе работы этой новой школы всех трудностей и дефектов в постановке дела, ибо в этом луч­ ший залог того, что работа стоит на верном пути. Существующие школы удовлетворяют далеко не все туземное насе­ ление. Необходимо умножать и расширять их, но, что особенно важно, необходимо учитывать опыт работы, построить выводы и на основании их создать устойчивый тип этой новой школы—туземной школы. В этом задача следующего десятилетия. Следует отметить, что в настоящее время на рабфаках Ленинграда, Москвы и Томска обучается несколько десятков представителей малых народностей. Таким путем подготовляется тот актив, который в ближай­ шие годы вернется к своим сородичам, чтобы ковать новый закон и новую «веру». К ь т б а з а Чрезвычайно интересным мероприятием является со­ здание культбаз. На культбазе туземец должен найти все ему нужное—школу, врача, хлебозапасный магазин, ветеринарного врача, оленное показательное хо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2