Сибирские огни, 1927, № 6
турными центрами и туземной массой, то средостение, в котором чуждая туземцу культура преломляется через его психику, чтобы безболезненно войти в его массу. Создание школ интернатов требует больших расходов и на построй ку или соответствующее приспособление помещения, на оборудование и на содержание, так как школы эти приходится обслуживать усиленным штатом. Естественно, что, при общем сжатии кредитов на всю чрезвычай но обширную территорию нашего севера, удалось создать лишь очень немного школ и, таким образом, территориальные районы их обслужива ния несоразмерно обширны. Так, школа на Яновом Стане обслуживает район, простирающийся от реки Таза до Енисея и от верховьев Таза до Ледовитого океана; Ер- богаченская школа, Киренского округа, обслуживает район к северу до 700 км. по Нижней Тунгуске, а к югу, вглубь тайги еще дальше... Таков же масштаб районов, обслуживаемых всеми остальными шко лами. Самособой разумеется, что при таком обширном районе, террито риально прилегающем к ней, школа обслуживает чрезвычайно многочис ленные и сложные по своему составу племенные группы. Особенно разнороден состав учеников в некоторых школах (на Яно вом Стане, на Хатанге и Верте-Кос). Для учителя оказывается крайне затруднительным овладеть группой учеников, не понимающих ни его, ни друг друга и не только не сходных по языку, по темпераменту, по ме лочам уклада домашней жизни (а также и по культу), но в отдельных случаях даже проявляющих друг к другу племенную рознь. Кроме того, в подборе учеников отсутствует система. Подбор по возрасту, по культурному и умственному уровню иногда далеко недостаточен. Если к этому добавить непривычку детей к труду, быструю утомляемость, замкнутость, обидчивость и нервность, ясно с ка ким трудным материалом приходится работать учителю. Найти среди ненаселенных пространств тайги или тундры не только подходящее, но даже какое бы то ни было помещение для школы не все гда представлялось возможным и пока возводились хоть какие-нибудь по стройки, школе приходилось ютиться порой в совершенно невозможных условиях чуть ли не в землянках. Вести занятия обычным в русских школах методом в туземной школе невозможно. Невозможно пользоваться и обычными учебниками, которые зачастую непонятны даже тем туземцам, которые знают русский язык, так как усвоить понятия в роде— графин, лимон, овца, молотилка — для туземца совершенно невозможно. Вот те трудности, которые нужно было преодолеть при создании туземных школ и которые, до некоторой степени, в настоящее время все же преодолены. В текущем году на окраинах Сибири функционирует уже с десяток таких школ-интернатов. Две в Нарымском крае на Кети, Широховском и Верте-Кос (между Каргасокским и Тымом); три в Туруханском крае—на Янсвом Стане, в Хатангском районе и на Туре; две в Киренском окру ге—в Ербогаченах и Анкачо. Одна у карагас в Тулуновском округе — в Алыджере, одна в Тубурском, Иркутского округа—для тунгусов и одна в Горной Шории, в Усть-Кабырзе. Если учесть всю ту обстановку, которая нами обрисована в беглых чертах, ясно, что вполне налаженной работа этих школ быть не может. Однако, и то, что сделано, является определенным достижением. Некото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2