Сибирские огни, 1927, № 6

турными центрами и туземной массой, то средостение, в котором чуждая туземцу культура преломляется через его психику, чтобы безболезненно войти в его массу. Создание школ интернатов требует больших расходов и на построй­ ку или соответствующее приспособление помещения, на оборудование и на содержание, так как школы эти приходится обслуживать усиленным штатом. Естественно, что, при общем сжатии кредитов на всю чрезвычай­ но обширную территорию нашего севера, удалось создать лишь очень немного школ и, таким образом, территориальные районы их обслужива­ ния несоразмерно обширны. Так, школа на Яновом Стане обслуживает район, простирающийся от реки Таза до Енисея и от верховьев Таза до Ледовитого океана; Ер- богаченская школа, Киренского округа, обслуживает район к северу до 700 км. по Нижней Тунгуске, а к югу, вглубь тайги еще дальше... Таков же масштаб районов, обслуживаемых всеми остальными шко­ лами. Самособой разумеется, что при таком обширном районе, террито­ риально прилегающем к ней, школа обслуживает чрезвычайно многочис­ ленные и сложные по своему составу племенные группы. Особенно разнороден состав учеников в некоторых школах (на Яно­ вом Стане, на Хатанге и Верте-Кос). Для учителя оказывается крайне затруднительным овладеть группой учеников, не понимающих ни его, ни друг друга и не только не сходных по языку, по темпераменту, по ме­ лочам уклада домашней жизни (а также и по культу), но в отдельных случаях даже проявляющих друг к другу племенную рознь. Кроме того, в подборе учеников отсутствует система. Подбор по возрасту, по культурному и умственному уровню иногда далеко недостаточен. Если к этому добавить непривычку детей к труду, быструю утомляемость, замкнутость, обидчивость и нервность, ясно с ка­ ким трудным материалом приходится работать учителю. Найти среди ненаселенных пространств тайги или тундры не только подходящее, но даже какое бы то ни было помещение для школы не все­ гда представлялось возможным и пока возводились хоть какие-нибудь по­ стройки, школе приходилось ютиться порой в совершенно невозможных условиях чуть ли не в землянках. Вести занятия обычным в русских школах методом в туземной школе невозможно. Невозможно пользоваться и обычными учебниками, которые зачастую непонятны даже тем туземцам, которые знают русский язык, так как усвоить понятия в роде— графин, лимон, овца, молотилка — для туземца совершенно невозможно. Вот те трудности, которые нужно было преодолеть при создании туземных школ и которые, до некоторой степени, в настоящее время все же преодолены. В текущем году на окраинах Сибири функционирует уже с десяток таких школ-интернатов. Две в Нарымском крае на Кети, Широховском и Верте-Кос (между Каргасокским и Тымом); три в Туруханском крае—на Янсвом Стане, в Хатангском районе и на Туре; две в Киренском окру­ ге—в Ербогаченах и Анкачо. Одна у карагас в Тулуновском округе — в Алыджере, одна в Тубурском, Иркутского округа—для тунгусов и одна в Горной Шории, в Усть-Кабырзе. Если учесть всю ту обстановку, которая нами обрисована в беглых чертах, ясно, что вполне налаженной работа этих школ быть не может. Однако, и то, что сделано, является определенным достижением. Некото­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2