Сибирские огни, 1927, № 6

лишь направляют работу всех организаций и учреждений в области, ка­ сающейся туземных районов, контролируют и ускоряют исполнения, вно­ сят коррективы, систематизируют, преломляют под углом интересов ту ­ земного населения собранные материалы. По существу их задачи очень широки. Накопляя опыт в процессе обслуживания туземного населения, они должны изучить методы работы, учитывать промахи и достижения, смело сознавать ошибки, стремясь к тому, чтобы быстрее распутать затянутые узлы и выпрямить неверный изгиб линии. И с неустанностью капли, долбящей камень, с негаснущей силой инициативы они должны стучать в двери, которые еще не приот­ крыты, и жужжать в уши, которые еще не удосужились послушать... Итак, что же сделано за эти десять лет—одно только десятилетие больших начинаний? С о в е т н а а ия Одним из самых крупных мероприятий советской влас­ ов т и г а ц и я . ти в деле уСТр0ения туземного населения является изда­ ние «Положения об управлении туземных племен на северных окраинах РСФСР». Общее советское законодательство не всегда применимо к свое­ образным условиям хозяйственного и бытового уклада жизни туземного населения, и издание нового Положения вполне отвечало требованиям действительной жизни. Вместе с тем, оно знаменовало собой новую эру для туземца, находившегося в порабощении своих «князьков» в течение целых сотен лет. Организационная работа среди туземного населения сибирских окраин в сильной степени тормозится целым рядом особенностей внешних условий нашего севера. Уже одно незнание языка этого разноплеменного населения значи­ тельно затрудняет работу данного рода, но еще более осложняют ее раз­ бросанность и подвижность населения, отдаленность районов его кочева­ ния (а иногда в течение большей части года и полная недосягаемость этих районов), замкнутость туземного населения, его недоверие к рус­ ским, его приверженность к традициям, к старым обычаям («вера такой») и отрицательное отношение ко всяким новшествам. Ясно, что работа, подрывающая эти традиции, основы старого быта, низлагающая власть старшего и власть «князя», ставящая в основу миросозерцания туземца чуждое ему понятие коллектива, не могла иметь больших успехов в эти первые годы. И, однако, все же работа эта велась. И внешние результаты ее оче­ видны. Организованы туземные РИК'и и родовые или сельские советы. Всего слабее сказался результат этой работы в Нарымском крае. Это об‘ясняется, главным образом, тем, что туземное население там живет вперемежку с русским. Поэтому создание чисто туземных сельсо­ ветов затруднительно, а в случае создания смешанных сельсоветов, ини­ циатива работы, естественно, сосредотачивается в руках русских, а ту ­ земное население остается пассивно-безучастным. Кроме того, организа­ ционная работа среди нарымских туземцев связана с проработкой вопро­ сов водо и землеустройства, что также сильно ее задерживает. Наконец, нельзя не заметить, что туземное население данного района по своему темпераменту отличается вялостью, быть может, в связи с чрезвычайно неблагоприятной хозяйственной кон'юнктурой. В Киренском округе в 26-27 г. имелось два родовых (сельских) совета. В Иркутском—у тутуро-очеульских тунгусов и в Тулуновском—у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2