Сибирские огни, 1927, № 6
Я бы не сказал, чтоб риддерский пейзаж был особенно красив осенью. С горы, на которой стоит здание заводоуправления, поселок кажется распо ложенным на дне ямы. Вдоль речки Филипповки тянутся новенькие, приятные для глаза, стандартные домики рабочего городка, а дальше, за речкой, начи нается темно-серое, мрачное месиво вековых риддеровских изб, среди кото рых неким белым слоном высится гордость профсоюзников—новый клуб. Сумерки. Туман. Неяркий свет электрических фонарей. Звон колокола. Это благовестят в древней деревянной церкви, что на площади позади клуба. И товарищ Крипе, помощник управляющего, вздыхая наблюдает, как к храму божьему ковыляют специфические риддерские старушки. — Одни старушки. Уверяю вас— одни старушки,— говорит т. Крипе.— Я, ведь, напротив живу, наблюдаю. Однако, когда в день открытия клуба, оратор упомянул о том, что вот, мол, была та площади одна церковь, а ныне клуб выстроен, вдвое выше церк ви, в семьдесят тысяч стал, из толпы послышался явственный шип: — Ты церковь не задевай! Шипели, конечно, бергалы. Слово «бергал», несомненно, происходит от немецкого— гора. Бергал— горный человек, что ли. Горняк. Были в давние времена здесь администраторы немцы, дали эту кличку рабочим. Немцы исчезли, кличка осталась. Углубляясь в дебри истории, рискую заблудиться. Надо сказать, что све дения о риддерском прошлом туманны, как эти горы в осенний день. Тем более, что сейчас на Риддере народ новый, наезжий. Живут «пафосом строи тельства», не столько сегодняшним, сколько завтрашним днем. И о темном прошлом этих мест и знать не хотят. Так мне не удалось узнать, почему месторождение руд названо Ридде- ровским, кто такой был Риддер. Вероятно, в специальной литературе это есть, а местные жители не знают. — Риддер? Может быть, он беглый был каторжник, а может быть... генерал. Кто его знает! Большинство сведений по истории приисков пришлось добывать уже в городах. Первыми рудокопами на этом юго-западном склоне Алтая были люди из племени чудь. Затем чудь ушла. По мнению археологов, чудь ушла с гор и закончила свой исторический путь в иных краях. По мнению же русских крестьян, позднейших заселыциков края, чудь ушла в землю. Схоронилась в своих постройках живьем, узнав о приближении солдат белого царя. И когда- нибудь должна воскреснуть. Суеверные бергалы нередко встречают людей из племени чудь в горах, в шахтах. — Сидит чудак и ковыряется. А подойдешь—сгинет. Как бы то ни было, русские (а может быть иностранец, если месторо ждение руд получило название по имени человека, его открывшего) наткну лись на следы работ чудских рудокопов. В 1787 г. здесь образовался поселок с населением, составленным из заводских крестьян различных селений Алтай ского округа. В свое время эти крестьяне пришли на Алтай с Урала. Кроме того, по некоторым данным, в поселке поселились ссыльные каторжане. Потомки этих первоначальных заселыциков и получили кличку «бергалов». Вначале на руднике брали серебро и свинец. Добыча производилась са мым примитивным способом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2