Сибирские огни, 1927, № 6

Еще одна чрезвычайно интересная деталь. Тельбесская железная дорога имеет тупиковый характер, т.-е. грузы по 'ней следуют лишь в одном направлении. От рудников—железных и угольных— на завод. Обратно пойдет или порожняк, или почти пустые составы. Учтено и это обстоятельство. Оно дает возможность избежать дорогих работ по выравниванию пути. Предельные уклоны при под’еме не страшны пустым составам, скат же оттуда, сверху, с рудников будет только облегчать переброску углей и железа. Убогий теперешний Кузнецкий вокзал сделается центром очень сложно­ го железно-дорожного узла. Линии—Тельбесская, будущая Минусинская, выход на магистраль и от­ ветвление на завод— все это перекрестится кружевным узором стали на те­ перешних пространных пустырях... Кроме железа и угля, для будущего завода нужен ряд подсобных материа­ лов в виде, так называемых, малых полезных ископаемых. Это—глины, пески, строительный материал, известняки, доломиты и пр. В большинстые, все они имеются под руками. Район Гурьевского завода дает большие запасы огнеупорной глины. Кирпичные глины находятся тут же, около Гсрбуноеской площадки, так же, как и плотные, мелко-зернистые песчаники, которые дадут хороший строи­ тельный материал для зданий завода. Для металлургической плавки необходимы так называемые «флюсы»— известняки и доломиты. Первые в достаточном количестве находятся в райо­ не Тельбеса, а вторые придется ввозить из месторождения, известного между Иркутском и Красноярском. Открывается чрезвычайно интересный путь в снабжении завода марган­ цем. Как известно, этот металл прибавляется к стали для придания ей особо- ценных технических свойств. До сих пор у нас, в Сибири, месторождений марганца, имеющих круп­ ное промышленное значение, не было известно. Источники марганца находились далеко от нас— на Украине (Никополь­ ские месторождения) или на Кавказе (Чиатурские). Понятно, насколько инте­ ресно было бы для Тельбеса открыть залежи этого металла где-нибудь ближе. Такое открытие и было совершено минувшим летом сотрудником Сиб- геолкома инженером А. А. Васильевым, любезно поделившимся со мной дан­ ными своей летней работы. В качестве начальника Ачинской геологической партии, инженер А. А. Васильев разведывал Мазульское месторождение мар­ ганца, отстоящее в 12 километрах от Ачинска. Оказалось, что в древних, туфогеновых породах, на границе с докем- брийскими известняками, залегают несколько гнезд железо-марганцевой руды. В некоторых случаях мощность сплошной руды достигает 20 метров. При чем руда доходит в своем содержании до 42,11 проц. О запасах до полной, камеральной обработки материалов говорить точно нельзя, но и сейчас уже количества их могут оцениваться приблизительно в 650.000 тонн. Это—только действительные запасы, к которым, может быть, прибавят­ ся потом и «вероятные». Принимая во внимание, что марганец идет всего в количестве 1 проц. к выплавленной стали, можно считать Тельбесское предприятие этим место­ рождением обеспеченным надолго. Черезвычайно выгодные внешние обстоятельства—близость от желез­ ной дороги (4-5 километров), обеспеченность района рабочей силой, сосед­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2