Сибирские огни, 1927, № 6
Еще одна чрезвычайно интересная деталь. Тельбесская железная дорога имеет тупиковый характер, т.-е. грузы по 'ней следуют лишь в одном направлении. От рудников—железных и угольных— на завод. Обратно пойдет или порожняк, или почти пустые составы. Учтено и это обстоятельство. Оно дает возможность избежать дорогих работ по выравниванию пути. Предельные уклоны при под’еме не страшны пустым составам, скат же оттуда, сверху, с рудников будет только облегчать переброску углей и железа. Убогий теперешний Кузнецкий вокзал сделается центром очень сложно го железно-дорожного узла. Линии—Тельбесская, будущая Минусинская, выход на магистраль и от ветвление на завод— все это перекрестится кружевным узором стали на те перешних пространных пустырях... Кроме железа и угля, для будущего завода нужен ряд подсобных материа лов в виде, так называемых, малых полезных ископаемых. Это—глины, пески, строительный материал, известняки, доломиты и пр. В большинстые, все они имеются под руками. Район Гурьевского завода дает большие запасы огнеупорной глины. Кирпичные глины находятся тут же, около Гсрбуноеской площадки, так же, как и плотные, мелко-зернистые песчаники, которые дадут хороший строи тельный материал для зданий завода. Для металлургической плавки необходимы так называемые «флюсы»— известняки и доломиты. Первые в достаточном количестве находятся в райо не Тельбеса, а вторые придется ввозить из месторождения, известного между Иркутском и Красноярском. Открывается чрезвычайно интересный путь в снабжении завода марган цем. Как известно, этот металл прибавляется к стали для придания ей особо- ценных технических свойств. До сих пор у нас, в Сибири, месторождений марганца, имеющих круп ное промышленное значение, не было известно. Источники марганца находились далеко от нас— на Украине (Никополь ские месторождения) или на Кавказе (Чиатурские). Понятно, насколько инте ресно было бы для Тельбеса открыть залежи этого металла где-нибудь ближе. Такое открытие и было совершено минувшим летом сотрудником Сиб- геолкома инженером А. А. Васильевым, любезно поделившимся со мной дан ными своей летней работы. В качестве начальника Ачинской геологической партии, инженер А. А. Васильев разведывал Мазульское месторождение мар ганца, отстоящее в 12 километрах от Ачинска. Оказалось, что в древних, туфогеновых породах, на границе с докем- брийскими известняками, залегают несколько гнезд железо-марганцевой руды. В некоторых случаях мощность сплошной руды достигает 20 метров. При чем руда доходит в своем содержании до 42,11 проц. О запасах до полной, камеральной обработки материалов говорить точно нельзя, но и сейчас уже количества их могут оцениваться приблизительно в 650.000 тонн. Это—только действительные запасы, к которым, может быть, прибавят ся потом и «вероятные». Принимая во внимание, что марганец идет всего в количестве 1 проц. к выплавленной стали, можно считать Тельбесское предприятие этим место рождением обеспеченным надолго. Черезвычайно выгодные внешние обстоятельства—близость от желез ной дороги (4-5 километров), обеспеченность района рабочей силой, сосед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2