Сибирские огни, 1927, № 6

с тремя мостами и одним на 715 метров длины туннелем (а может быть и двумя). Чрезвычайно сложными и в то же время важными являются условия кредитования Новостройки. Дело в том, что сооружение линии должно вестись в известной парал­ лельности с развитием работ по созданию рудников и завода. И к моменту от­ крытия последнего, образно выражаясь, груженые железом и углем составы уже должны стоять у заводских ворот. Этим я хочу подчеркнуть, что полная готовность рудников к питанию завода, невозможная без окончания линии, должна несколько предшествовать пуску гиганта. Стоимость всех работ исчислена в 20 миллионов рублей. Среднее годо­ вое ассигнование при срочности этого дела должно равняться, приблизитель­ но, шести миллионам рублей. Фактически же за 26-27 год Новостройка име­ ла всего два миллиона рублей, и на 28 год отпуск средств на нее остался в тех же пределах. Для широкого развития дела этих сумм недостаточно. И строителям приходится изощряться в. выборе такого плана работ, ко­ торый при отпуске более крупных кредитов дал бы возможность сразу при­ ступить к обширному развертыванию стройки. А. Д. Куликов рассказывал мне, что в технике железно-дорожного строи­ тельства отмечаются так называемые «пробки». Это такие моменты работ, которые одолеваются только временем и ко­ торые не форсируются увеличением рабочей силы. Например, туннель и по­ добные им сооружения. Вот на разрешение таких отдельных трудных задач в настоящее время и обращено внимание. Из них особенно интересной работой минувшего лета является победа над одним опасным косогором на седьмом километре. Дело в том, что река Кондома, образуя в этом месте петлю, выпуклой ее частью выпирала железно-дорожную линию на косогор, сложенный гли­ нистыми породами, угрожавшими постоянными оползнями по их наклонному скалистому основанию. Предстояло или организовать работу по укреплению этих глин, что явля­ лось и дорогой, и малонадежной операцией, или же изыскивать другой какой- либо способ. Такой способ был найден путем смелой попытки отвести самую Кондому от горы и на осушенном ее русле проложить линию. Попытка дала блестящие результаты. Петля реки у основания своего была соединена каналом в 1800 метров длины и около 4 метров ширины. Предварительно запруженная, река (в этом месте около ста метров в ширину) была брошена в приготовленный для нее канал и уже сама, без за­ траты каких-либо людских сил и средств, разрыла его в новое русло. В начале— канава в четыре метра шириною, теперь это река, между бе­ регами которой от шестидесяти до ста метров воды. Так талантливо удалось отжать реку и линию увести с опасного косогора. Примерно, подобная же работа предстоит и для следующего года. А. Д. Куликов смеется: — Теперь нам, вооруженным опытом, это уже не так страшно. Какие же перспективы на окончание дороги? К августу 1928 года будут готовы десять километров пути. В 29 году линия протянется уже на 47 километров, и будет закончен мост через Кон­ дому в 235 метров длиною.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2