Сибирские огни, 1927, № 6

Допущение категорий так называемых возможных запасов увеличит общие ресурсы от 25 до 50 проц. Кстати, алмазное бурение предположено и еще на одном месторожде­ нии— Одра-Баш. Недолго, будем надеяться, осталось спать железу под шатрами призе­ мистых и таежных хребтов Темира. Но когда представляешь горы эти в современном их едва проходимом со­ стоянии и смотришь на карту, на которой помечен будущий железно-дорож­ ный путь с конечной станцией— «Темир-Тау», то невольно закрадывается сомнение. Но оно утихает, когда знакомишься с другой параллельно Тельбесбюро развертывающейся организацией—с Новостройкой. Это тоже большое и смелое предприятие, с судьбами которого тесно связаны и судьбы Тельбесского завода. В Кузнецке на обрыве террасы высится белокаменный полуоблуплен- ный дом. Выделается он от других своей капитальностью и построен был, ка­ жется, тем же полусказочным Копикузой. Полусказочным потому, что бывшие владения его встречаются в таких неожиданных местах и так часто, как имения вельможи в сказке о «Коте в сапогах». Теперь в нем размещена Новостройка, и в казенных неуютных комна­ тах дома много людей, склонившихся над чертежными досками, счетами и бумагами. Чрезвычайно предупредительно мне рассказывает инженер А. Д. Куликов. Новостройка ведет железнодорожную линию от Кузнецка к самому Те- мир-Тау по Кондоме. Этот путь— артерия для Тельбеса, и перевозка руды, угля и, может быть, флюсов—вот ее будущая исключительная задача. Поэто­ му и строительство ее в сущности является частью общего тельбесского строительства. Проект этой линии возник уже давно, вероятно, одновременно с про­ ектом самого Тельбеса при том же Копикузе. Жизнь завода-гиганта без железно-дорожной линии, подающей огром­ ные тяжести руд и угля, конечно, немыслима, и в течение ряда лет, начиная с 1916 года, здесь ведутся изыскания и вырабатываются наиболее удачные и экономные варианты. Будущая железная дорога осуществляется в тесной увязке с планирова­ нием тельбесского предприятия, и существенные изменения в плане последнего тотчас же отражаются на вариантах первой. Как известно, первоначально Тельбесский завод предположено было по­ ставить не там, где он намечен теперь, против Кузнецка, а приблизительно верстах в восемнадцати от юрода, по левому берегу реки Кондомы в непо­ средственной близости к Осиновскому угольному руднику. В соответствии с этим и велись разведки левого берега. Современное месторасположение завода заставило совершенно изме­ нить первоначальное направление трассы и перенести разведку на правый берег. Общая длша линии, первоначально выражавшаяся в 95 верст, сейчас со­ кращена километров на 10 - 12 , что, принимая стоимость одного километра, приблизительно, в 220 тысяч рублей, является уже серьезным достижением в области экономии. По характеру работ тельбесская линия должна отнестись к наиболее сложным типам железно-дорожных сооружений, к так называемым «горным»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2