Сибирские огни, 1927, № 6

В такой глуши это, конечно, необходимейшее удобство. Сейчас зима, сравнительное затишье—'разведочные работы почти за­ кончились. Но идет стройка, и деловые посетители, кажется, не выходят из кабинета тов. Молчанова. Сейчас как раз отправляют на места производителей работ—на завод­ скую площадку, на Осиновский рудник. На дорогу—инструкции, указания, советы. Наконец, и моя аудиенция. Мне интересно услышать о Тельбесе, так сказать, «из первых рук», но главное—посмотреть самому на месте. — Вот и прекрасно,—говорит тов. Молчанов,— посмотрите, но должен сказать, что время для поездки у вас выбрано самое неудачное... Конечно, оно весьма неблагоприятно. И не только потому, что природа ставит рогатки передвижению в виде неставших еще рек и бездорожья мало­ снежных полей, но и потому, что исследовательская программа Тельбесбюро, намеченная на 1926-27 год, почти закончена. Остается лишь алмазное буре­ ние на Темир-Тау да идет стройка. Два года разведочных работ внесли достаточную ясность в изучение главнейших моментов проектирования всего предприятия, и в истекающем опе­ рационном году оказалось возможным приступить к возведению построек и некоторых сооружений. Эти работы должны рассматриваться, как необходимые вспомогатель­ ные мероприятия для развития дальнейшего строительства и исследования. Таежные дебрН Тельбеса и Темир-Тау, глухие и безлюдные, в первую очередь требовали оборудования их жилищами. Иначе ранние холода (утрен­ ники уже в начале сентября) осенью и вечные дожди на Темир-Тау летом де­ лали пребывание работающих партий в палатках невозможным. По мере все большего скопления рабочей силы возникала необходимость в организации пункта постоянной медицинской помощи и таких удобств, как столовой и бани. Эти задания для Тельбеса и Темира уже выполнены, а теперь осуще­ ствляются на месте будущих Осиновских и Араличевских рудников (угольных) и на заводской площадке. Если так или иначе разрешился вопрос с жильем, то необходимо было разрешать и второй важнейший вопрос—о связи. Таежная местность и на пути сообщения накладывала свой отпечаток. Отлично помню, как к главней­ шему месторождению железа—Темир-Тау—в 1926 году, на протяжении око­ ло 15 верст приходилось добираться вьючной тропой Переправы, ставившие проезд в зависимость от каприза рек, когда-то проведенные, но к началу работ совершенно заросшие дороги-—все это тре­ бовало к себе особого внимания и определяло одну из частей программы работ. — Скоро у нас заговорит телефон,—сообщает мне тов. Молчанов,— между конторой и местами... Необходимость этой связи так очевидна сейчас, когда Томь отрезала Кузнецк от всего живого света. Тельбесбюро сделало смелую попытку испробовать автомобильное дви­ жение. И летом на пробном пробеге легковая машина благополучно дошла до Тельбеса, пробыв в пути около пяти часов. Это вместо почти суток езды на лошадях! — Скажите,—спрашиваю я,—вот Кузнецк, потому ли, что он сейчас засыпан снегом, но он мне кажется еще глуше, чем был позапрошлым летом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2