Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
— Каков?—взглянул на меня Аджибай. — Хорош, хорош. — Кийса!—крикнул он в пространство. — Аа-у!—отозвался кто-то за стеной, и в юрту вошел один из работников, безусый добродушный парень. — Веди барана!—Аджибай молча показал ему средний палец, что на языке скотовода означает высший сорт, „головку". Почти вслед за мной стали собираться соседи. Они чинно здоро вались и усаживались вдоль южной стены полукругом. Никого из них я не знал, но каждый обстоятельно справлялся о здоровье и спокой ствии прежде всего, конечно, моего скота, потом моей души и семьи. — Мал, джан аман-ба? — Кол, аяк тыншь-ба? Я отвечал положенным порядком на приветствия и тянул остатки кумыса. Аджибай приветствовал всех одинаково. Обычно, раз в неделю сходились к нему на барана приятели. Но сегодня шли все: заезжий русский всегда приносит какую-нибудь новость. — Ну, что газеты?—вспомнил Аджибай. Я стал рассказывать. Далекие для понимания киргиза общие во просы возбуждали, тем не менее, живейший интерес. Неудовлетво ренные краткой передачей, слушатели засыпали меня расспросами, и каждое раз'яснение заранее встречали дружным возгласом уди вления. Незаметно разговор перешел на киргизские дела. — Что же, киргизам рано или поздно надо осесть на земле, за быть кочевку и заняться хлебопашеством. — Ой, ой, ой!—громко вздыхал почтенный аксакал налево от меня: — Верно, царь не знает. Вот узнал-бы... — Как я буду пахать?—горячился великан Кийса,—я от рожде ния не ходил пешком, ноги у меня теперь кривые и не умеют ходить. — Голодать будем, пойдем в работники к урусу. Аджибай откашлялся. — Выборного нет у нас. Кто за нас хлопотать станет? Никому не надо. Был выборный—прогнали. Почему? Разве мы худого чело века посылали? Разве он разбойник, вор? Народ выбрал лучшего, кого знал. Вот царь не знает об этом. — Верно, верно,—качали головами аксакалы. — Царь узнает, рассердится и велит позвать киргизского выбор ного. Горько было слушать эти наивные соображения, полные неуло вимого для собеседников сарказма. Киргиз верит в справедливость власти, но вера колеблется. Наехало много людей в тужурках с ко кардами. Они ставят треногие машинки, смотрят в них, узнают, где лучшая земля, и заносят на бумагу, а потом на те места идут голод ные крестьяне. Как саранча, садятся они на ковыльную степь, дыря вят землю стальными трубами, наскоро строят избушки и начинают то ропливо драть сухую землю, засевая хлебом те места, по которым испокон веков ходили только табуны. Повседневная жизнь идет своим порядком, но уже подкрадывается неясное подозрение, уже в упор встает вопрос: что будет дальше?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2