Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
Особенно сильное впечатление произ водит на Кропоткина Вост. Сибирь, где перед этим „царствовал" Муравьев. Для характеристики тогдашней Сибири интересна, напр., первая встреча прибы вшего в Иркутск Кропоткина с генер.-гу- бернатором края. На представлении тот спросил,—,.Скажите, Кропоткин, по правде, за что вас сюда н а з н а ч и л и ? Я посмотрел (пишет наш автор) прямо в глаза: „Как за что?. Меня никто не назначал, я сам записался". „Нет, что-же, если-бы даже и так, мы оч. рады; там (т. е. в столице) м. б. вы либерально поступали и гово рили, а здесь мы этому оч. рады; напро тив. пускай побольше присылают" (41 стр ). Либеральное сибирское начальство по лучает запрещенные лондонские издания, чиновники читают Маколея и спорят о французской революции и о терроре (54 стр. и д.). — Непосредственного начальника чи тинского губернатора Кукеля вездч встре чают, ждут, но без подлизывания... Здесь «арод не очень-то рабский, —отмечает Кро поткин. Во многих заметках „Дневника" уже чувствуется будущий автор „Речей бунтов щика". Так, характеризуя Педашенко (по мощника Кукеля), он отмечает его страш ное самолюбие и говорит: „Если бы дать ему большую власть, он не был бы хо рош: недовольно теплоты в человеке со чувствия к брату".. С негодованием гово рит Кропоткин и о бюрократизме: „На пароходе вечное писание. Количество исходящих из одной путевой канцелярии до 600 №№, менее чем в 2 мес . Я в глав ном управлении теперь сколько выпу стили? Его внимание привлекают и клас совые противоречия (китайские рабочие и хозяева в Благовещенске). Подмечает, между прочим, молодой Кропоткин и ре лигиозный индифферентизм у жителей казачьих станиц („На 340 ч., только 59 ч. говели, да и то перед смертью, или по болезни. Да если и говели, то по настоя нию начальства, иначе и те-бы не стали говеть". Стр. 259). Под конец дневника видно, как у юно ши назревает кризис. Учащается лириче ский элемент. „Где та польза, которую я мог-бы приносить? И что-же мои мечта ния? Бесполезны? Бесплодны, по крайней мере И с каждым днем, с каждым разом, как я встречаюсь с этим народом, с его жалкой, нищенской жизнью., боль, слезы просятся. Как помочь, где силы?" (181 стр.), И дальше: „Наконец, это становится невы носимым—с каждым днем хуже, а выхода не вижу... Ведь в том-то и беда, что есть боль, да неведомо где эта боль, тогда-бы пожалуй придумались-бы средства ее ле чить. Гдеже исход. Кропоткин набрасы вается на математику, физику, геологию, но они не дают ему удовлетворения, он не видит в них самодовлеющей цели... Мы знаем чем закончились все эти юные порывания и тревоги. Средства для лечения „боли" были найдены. Это была революционная деятельность в которую Кропоткин окунулся с головой, вернувшись в столицу. Итак—дневник представляет большой интерес. Он вскрывает роль сибирского периода в духовном росте великого гума ниста Позднее в „Записках Революцио нера" сам Кропоткин правильно подыто жил все духовные приобретения своего пребывания в Сибири. , Годы в Сибири на учили меня многому, чему я вряд-ли мог-бы научитьсяв другом месте. Я стал понимать не только людей и человеческий характер, но также скрытые пружины общественной жизни Я ясно сознал созидательную работу неведомых масс... В Сибири я угерял всякую веру в государствен, дисциплину; я был подготовлен к тому, чтобы сделаться анар хистом" (Зап. Ргв. изд. Знание 194). Внешность издания прилична. Рисунки автора приведены, правда, не все, зато приложены: портрет Кропоткина, относя щийся к сибирским годам, автограф из дневника, библиография и опись бумаг, взятых у Кропоткина при обыске в 1874 г. А. Образцов. Дневник Анны Григорьевны Достоевской. Ц е н т р о а р х и в . Изд. „Новая Москва". 1923 г. XVI 390 ц. 2 р. 75. к. Дневник Янны Григорьевны Достоев ской, изданный седьмым выпуском серии документов по истории литературы и об щественности, появляется в свет в резуль тате предпринятыхЦенгроархивом тщатель ных поисков его рукописи, упоминание о которой содержалось в личных бумагах Я. Г. Достоевской, поступивших в Центро- архив в ноябре месяце 1921 г. В августе следующего года Центроархиву был до ставлен и самый дневник. Дневник опуб ликован лишь в части, предназначенной к напечатанию самой Я. Г. Достоевской — приблизительно около трети вс го ма териала. Остапьная «го часть, по воле ав тора, напечатанию не подлежит. Причина этого заключается в том. что, записывая дневник стенографически с особыми сок ращениями, понятными лишь ей самой, Я. Г. Достоевская не произвела расшиф рования всех записей сама, а, вместе с тем, не сочла возможным и допустить рас шифрование своего стенографического текста другими, опасаясь нежелательных и бол?е или менее, грубых ошибок. Дневник в печати носит заглавие, дан ное ему самой Я. Г. Достоевской. Книга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2