Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
Библиография. Кузница. Л и т е р а т у р н ы й с б о р н и к . Издательство „Земля и фабрика." Тираж 3000. 1923 г. Обложка проста, изящна, но не ориги нальна. Неприятно режет глаз безвкусная траурная рамка оглавления. Но это второ степенное. Важно, что это „Кузница". Интересно что более половины сборника посвящено Сибири. П. Дорохов собрал железное сырье событий в Сибири, свез его в Москву, работал над ним в „Кузнице". Перелистываем странички его отрывка из романа-хроники —„Колчаковщина"— шуршит, шелестит бумага. Только бумага. Но где же железо? Где драгоценная полно весность, мощь железистых руд? Видно, перегорела, пережглась в горнах „Кузни цы". Хоть бы шлак остался гремучий и хрусткий. Нет. Легкий, белый, холодный пепел—бумага. Схема отрывка очень простенькая - белые, красные. Белые все мерзавцы (политиче ски это так. но для художника этого мало). Белых автор пишет такими „красками". — Высокий офицер вспомнил, что не вытер плевка, торопливо провел по лицу, рукавом шинели, размазал кровь по щеке по губам. Казалось , будто только отор вался от сосуда с горячей алой кровью. Белым автор отпускает все „положен ное по штату"—истязания, расстрелы, поджоги. Все это было. Все это верно. Но обо всем этом уж в газетах писалось без конца. Зачем же понадобилось П. До рохову еще раз писать обо всем этом так, как писалось в газетах? П. Дорохов должен был писать об этом, как художник, написал же он, как репортер. Весь отры вок не из романа-хроники, а из хроники нескольких наших газет. — Полк за полком в полном боевом порядке проходил мимо штаба. Первая Советская армия выступала навстречу идущим из за Урала братьям. За Иртышем всходила Красная Звезда. 1 . Конечно, это из газеты „КраснаяЗвезда". Красные все люди прекрасные (полити чески опять верно). Но автор уж не удовлетворяется одними этими утвержде ниями. Он ищет гармонии между идейным, внутренним содержанием этих людей, их героизмом и... наружностью. Я поэтому— — У Веры (коммунистки) чудесный голос.. — У Ивана Александровича Ломова (ком муниста)... застенчивая улыбка на лице. Говорит мягким, задушевным голосом... И г. д. Так о всех коммунистах и крас ных. Коммунистов автор рисует какими то „сверхчеловеками", святыми. Вот прямо ветхозаветный образ. — Стоим мы будто все на коленях... На всех на нас одежда, как на святых... а вокруг головы будто сияние.'?!) Так коммунист Сергей рассказывает свой сон. Зачем автору понадобилась эта церковная причастная „теплота"? Разве его самого не тошнит с нее? Не хочется загромождать эту заметку лишними выписками. Но надо отметить, что уж очень не правдоподобно умирают у автора коммунисты и красные. Они обязательно кричат в последний момент: — Да здравствует Советская Власть (стр. 8,20). И., поют интернационал (стр. 18,16,22). Без пения интернационала и криков „за здравие" Сов. Вл. не обходится ни одного расстрела, ни одного ареста. Неужели, если не среди коммунистов, то хоть среди „красных" рядовых, не наш лось ни одного человека, испугавшегося (ведь это естественно) смерти? — Так лежали они рядом два безжизнен ных, но еще не мертвых тела. Молодой деревенский парень Сергей, еще не знающий, есть бог или нет бога. Было зло на земле, со злом бороться пошел. И искушенный жизнью, твердо верящий великой верой в светлое будущее пред седатель исполкома Андреич*. Большие мысли—маленькие слова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2