Сибирские огни, 1923, № 5 — 6

О бурят-монгольском эпосе и о ша­ манской поэзии, В дореволюционное время вопросов изучении жизни и быта бурят-монголь­ ской народности останавливал внимание некоторых научных учреждений и ученых деятелей России; но большинство этих деятелей и научных учреждений, зачастую, относились к бурят-монголам, как к народности, неизбежно должной погибнуть, а потому годной и нужной только для „коллекции" бывших императорских музеев. Естественно поэтому, что ме«ее всего изучалось непригодное для музейных витрин литературно-художественное творчество бурят-монгол. Между тем^ сколько нетронутых и совершенно не разработанных литератур­ но-художественных материалов кроется на дне бурят-монгольской жизни и какие порою прекрасные литературные жемчужины лежат в недрах бурят-монгольской действительности! Даже такой интересный героический эпос бурят-монгольского народа, как „Гесэр", до сих пор художественно не переведен на наш общегосударственный язык, и о нем, за небольшим исключением востоковедов, почти никто не имеет хотя бы общего представления. .Не говоря о многих других весьма интересных поэмах бу­ рят-монгол, как „Аптан-Шагай", „Мыргэн", „Шоно-Батор" и др., разве не досадно то, что с прекрасной поэзией шаманских песен и заклинаний, с прекрасной, как по размаху фантазии, так и по оригинальности стиха и рифмовки, не знакомы почти совершенно представители нашей художественной литературы? В настоящей заметке мы намерены познакомить читателей в общих чертах лишь с „Гесэриадой" ис некоторыми отрывками бурят-монгольской шаманской поэзии. Итак, в чем сущность героического „Гесэра" или „Гесэриады"? Подобно эпосу других народов, это, прежде всего, страшная война между героем Гесэром, воплощающим идею правды и справедливости, красоты и добра, и многоголовыми страшилищами земли—мангатхаями, питающимися только человеческим мясом, пьющими только человеческую кровь. Гесэр--сын, рожденный пятьюдесятью пятью добрыми западными тынгэринами— (небесами *) для уничтожения зла на земле, тогда как мангатхаи— змееподобные сыны сорока четырех восточных злых тынгэ- ринов—сыны, пришедшие на землю для злого произвола и насилия. Перед тем, как вступить в битву с мангатхаями, Гесэр поднимается в небес­ ные миры „всевидящих и всезнающих" богов и богинь. В продолжении девяти лет, познав на небе все божественные знания, он „в полном своем образе и мощи" спускается на землю по звездному Млечному Пути, который фантазией эпоса ри­ суется в образе бесконечно длинной, усеянной миллионами брилльянтовых звезд лестницы, сотканной из шелковичных нитей небесными красавицами—богийями. Вместе с небесными богинями по сплетению Млечного Пути—этой „без меры в ширину, без конца в длину" шелковой лестницы с брильянтовыми звездами, при­ нимает участие богине-подобная красавица земли, не знающая себе равных. *) По понятиям бурят-монгол, всех тынгэринов (небес) девяносто девять, из коих пятьдесят пять добрых западных тынгэринов и сорок четыре злых, восточных. а;е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2