Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
На выступление Стасюлевича последовала резкая отповедь Ти хомирова:!) „Иван Сергеевич не был ни социалистом, ни революцио нером, он даже едва ли понимал... русское социально-революционное движение, но тем характернее его сочувствие движению в общем, как оппозиции против державного деспотизм?. Факт этого сочувственного отношения, доходивший до содействия, теперь на все лады отрицается и затирается запуганной и приниженной легальной прессой... Деятели этой прессы... позволяют себе зачеркивать в жизни Тургенева ту долю политического чутья и гражданского мужества, которая у него на са мом деле всегда была" ‘ 7 . Начатая вокруг имени Тургенева политическая игра только обо стрила, углубил-м интерес к его личности, к определению его художе ственного и общественного удельного веса. Не следует забывать, что это было время, когда социальная зна чимость искусства, его общественная ценность еще не мыслилась от четливо и значительно. Когда, с другой стороны, формула „искусство для искусства" имела тот же успех, что в наши дни „искусство без искусства". Когда существование бестелесного, бескровного и бескост ного, оторванного от жизни искусства казалось реально возможным. Идея самоцельности, самодовлеемости искусства, его абстрактности, его имматериальности имела по утилитарно-политическим мотивам наибольший успех в консервативных, охранительных и реакционных кругах того времени. Поэтому понятно, что правый лагерь спокойно отрывает Тургенева от русской жизни и канонизирует в нем „художника- поэта", „певца красоты". „Тургенев бып художник3),—говорило „Новое Время"—и не мог заключаться в какую-нибудь узкую политическую доктрину". „Московские Ведомости" утверждали, что все достоинство произведений Тургенева заключается в чистой художественности 4), а „За писки Охотника" не имеют иного значения, кроме художественного. Крайняя левая с запальчивостью и раздражением отвечала: „В годину небывалого пригнетения родины эти бульварные руководители общественного мнения ударяются в область красоты, искусства для искусства и какой то, якобы высшей, правды вне условий места и вре мени, ') во имя формы глумятся надо всем, в чем просвечивает нена вистная им революционная мысль и чувства. Умер Тургенав, они и его привлекают в свои жирные сб'ятия". Далее, в той же прокламации Народной Воли0) дается такая оценка Тургенева: „Барин по рожде нию, аристократ по воспитанию и характеру, постепеновец по убеж дениям, Тургенев, быть может бессознательно для самого себя, своим чутким и любящим сердцем сочувствовал и даже служил революции". Либералы искали среднего, примиряющего решения, но далее бледной формулировки, вроде: „Прежде всего, он был художником, но это еще не значит, что он был только художником"7) не шли. ') Л. Я. Тихомиров— член Исполн Комитета партии Народной Воли, необыкно венная эволюция которого наделала в конце 80-х годов (1887-1888) много шума. Как известно, он вышел из партии и стал работать в „Московских Ведомостях*. 2) .Вестник Народной Воли", № 1. Женева, ноябрь 1883 г. 3) Курсив наш. Л Курсив наш. 5) Курсив наш. в) И. С. Тургенев. Спб., 25 сент. 1883 г. 7) „Вестник Европы". 1883 г.. № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2