Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
Сам же Замятин, мучительно преодолевая в себе некультурного азиата и цивилизованного европейца, устремляется к революционному „завтра". Ибо для него, взыскующего Человека, „бури, грозы, раскалываю щие небо, вдребезги разбивающие машинную тишь,—это самое прекрасное на земле", и пока в людях есть еще красная .горячая кровь, пока человечество еще молодо — всегда будут восстания, рево люции. Они нужны, как грозы: чтобы солнце стало ослепительней, воздух—хрустальней, цветы пахучей. Только беззубые могут мечтать о лаодикийских временах, когда все будет укрощено, закончено, ис числено, отмерено, когда не будет уже никакого буйства, никаких криков".. Он знает твердо, и в этом великолепный пафос его чеканной веры, что не доехать до безгосударственного строя в „спальном вагоне эволюции": „Государство переживает себя", свои задачи, но, конечно, добровольно умереть не захочет — и снова молнии, бури, пожары. Таков этот закон, украшающий грозовым „р“ мягкое „эволюция". 3. Крылья Евгения Замятина. Евгений Замятин — самый лукавый писатель в русской литера туре. На каждом этапе своего развития он обманывает предельностью, конечностью, горизонтом, обтачивает и закругляет эти мнимо-найденые концы земли, пределы пределов, тем, чтобы в последний момент пе рейти через них и позвать к новым пределам. Оттого так легко связались с его именем „квадратные представления": он прошел через все семь смертных грехов бытовизма, символизма (его полити ческие сказочки), импрессионизма, формализма и пр.— с тем, чтобы напоследях (напоследях ли?) засверкать восьмым — уводящей в беско нечность, за пределы предельного, добродетелью синтеизма. На каж дом шагу ступенчатого пути своего он оставил не мало малых сихг которым уж не под-силу подняться на следующую высшую ступень. Так на ступени „Уездного", сгущенного, уплотненного бытовизма ос тался ft. Чапыгин, М. Пришвин, быть может, останется (при том не „без благосклонного" участия Замятина) Всеволод Иванов, а Замятин преодолев, идет вперед и выше, ибо знает гётевский афоризм, что „если написать мопса вполне схожего с натурой, то от этого, соб ственно говоря, станет лишь одним мопсом больше на свете и едва л.и в этом можно увидеть обогащение мира". Знает, из соб ственного опыта, что „одно голое изображение быта, хотя бы и архи- современного, под понятие современного искусства уже не подходит. Бытописание— арифметика; единицы или миллионы—разница количе ственная... Сама жизнь сегодня перестала быть плоско-реальной: она проэктирует не прежние неподвижные, но на динамические координаты Энштейна, революции. В этой новой проэкции — сдвинутыми, фанта стическими незнакомо - знакомыми являются самые привычные фор мулы и вещи". На следующей ступени — высокого формального техницизма, вот бравшего в себя и подновленный реализм, оставил он, в качестве незаконных детей своих, „серапиновых братьев" (недаром же он в цитированной выше статье о „новой русской прозе“ в журнале „Русское искусство" № 2—3 сравнивает себя (в отношении „серапионов") с госпожой Бержера (из Мнатоля Франса), что выдумала несуще*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2