Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
фантазию и у строителя Интеграла... Строитель сам себя предает: Бакунинскую женщину (1 — 330) усаживает под колокол, из которого выкачивает воздух, гибнет последний порыв к разрушению Зеленой Стены, и огромная лысая профессорская парабола изрекает торже с тво „энтропии" и разума: „Да, да, говорю вам: бесконечности нет. Если мир беско нечен, то средняя плотность материи в нем должна быть рав на нулю... Вы понимаете: все конечно, все просто, все вычис лимо..." Что это: дань художественным (я сказал бы декоративно-театраль ным) эффектам и кунштюкам авантюрного романа, сюжетной фанта стике и внезапности, излюбленный прием comedia dell’arte, когда тра гедия, проделав в воздухе мертвую петлю, совершает планирующий спуск к канальскому гротеску. Или, может, дань теоретикам учения о теплоте, Роберту Майеру, Карно и присным, отвергающим учение о сохранении энергии, утверждающим, что когда-либо солнце неизбежно остынет и потухнет, и земля окоченеет, жизнь прекратится? Жертво приношение ли Шпенглеру и демонически подмеченной им черте фау стовского человека (которая, конечно, прежде всего, присуща самому Шпенглеру и бьет по нему же)— „связывать с своей личностью некоторую заключительную ступень является, очевидно, потребностью западно европейского самоощущения"... Выражение-ли мироощущения и глубо кого надрыва скепсиса самого художника? Каждое из этих допущений имеет за себя серьезные доводы. Такой финал — формальный трюк, ибо, во 1-х, Замятину, как художнику, вообще близка остро-отточенная игра форм, во 2 -х, такой финал имеет и тонко расчитанное философски-агитационное значение, уплотняя, углубляя в читателе, как противоположное, духовно-револю ционное, бунтарское чувство. Есть и шпенглерово и майерово начала, поскольку чувство конеч ности, относительности, кризиса, заката, конца — самое острое, самое безысходное чувство из всех чувств человека заката империалистиче ской культуры. Но не для того загадал Евгений Замятин, этот современнейший из русских писателей, великие загадки, мучительнейшие проблемы государства, власти, свободы и счастья—органического и механического, энтропии и энергии, не для того поднялся на вершины художественной философии, чтоб по-андреевски крикнуть истерически в финале — „нет истины" или предложить нам „потушить фонари и полезть во тьму". Не для того познал и преодолел он быт россейский и западный, быт соба чий и автоматический — Алатыря и Лондона, чтоб заморозить нас на .ледяном шпиле своего философского скепсиса, в сугробах истинно русской „непутевой“хандры или в холодных туманах истинно-английского сплина. Не для того, наконец, с изумительной силой столкнул два вечно враждебных завета, два вечно-непримиримых закона— „Завет принуди тельного спасения" и „дикого состояния свободы", завет вещи и закон человека, чтоб показать лишь неизбежность подчинения должного — сущему, души — интеллекту, „становления — ставшему? Нет, этот сомнительно-завидный удел художник оставил Оствальду Шпенглеру и прочим кукушкам, выбрасываемым революционным „се годня" из дворянского теплого гнезда своего аристократического „вчера" !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2