Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
„дикому состоянию свободы". А там, за Зеленой Стеной, бродят оброс' • шие шерстью дикие скифы, не желающие променять хлеб на нефтя^ ную пищу, любовь, которая, (по гениальному слову Блока) „и жжет, и губит", на розовые талоны, борьбу за индивидуальность — на ариф метическую, механическую „этику“, танцы Вакха—на танцы машин, ин тимное личное—на стеклянные стены, творчество—на автоматическую работу. И женщина (случайно выбрана именно женщина!), чей номер 1—330, выступает пророком потусторонней незанумерованной морали: „Они обросли шерстью,—говорит она о людях, что за Зе леной Стеной,—но зато под шерстью сберегли горячую крас ную кровь. С вами хуже вы обросли цифрами, по вас цифры ползут, как вши. Надо с вас содрать все и выгнать голыми в леса. Пусть научатся дрожать от страха, от радости, от бе шеного гнева, от холода, пусть молятся огню". Для нее недействительны „лысые истины 14 покоя, примирения, „энтропии", для нее не существует „последней революции", за ко торой электрический утюг в десять шиллингов, „равенство носов и способностей"; „революции бесконечны, учит она последняя—это для детей: детей бесконечность пугает, а необходимо, чтобы дети спали спокойно по ночам". Она несет в себе „фаустовский" (выражаясь в терминах Шпен глера) дух бесконечного развития, она разрушает самодовольное нарциссово равновесие человека-машины Д — 503; буйным бродилом, хмельным вином закипает в нем „капля лесной солнечной крови", любовь — ненависть, влечение — борьба гонит его в об‘ятия бакунин ской женщины — „ведь только и можно любить непокорное"— фор мулирует она это чувство,—строитель Интеграла заболевает „неизле чимой болезнью", у него образовалась душа". Он не может, не хо чет „заспиртоваться", как предлагает нумерованный врач. Хочет жить, гореть, бороться! С горечью, с ужасом чувствует, как его „я" вновь выделяется, кристаллизуется из „мы" (до сих пор это „я" было только у „Благодетеля"). „Я чувствую себя"— со страхом (пред собой и храните лями) записывает Д — 503.— .Но ведь чувствуют себя, сознают свое индивидуальное — только засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб; здоровый глаз, палец, зуб — будто их и нету. Разве не ясно, что личное сознание — это только болезнь?" Но ему уже ничего не ясно. „Ясность" („ясно"—любимое слово Д — 503, саркастически подчеркивает художник), квадратно-лысая мате матическая ясность исчезает из его порядливой жизни. Торжествует стихия, революция духа, та самая, о которой пророчески говорит исто рик эсдеку Акундину в романе Ал. Н. Толстого „Хождение по мукам": „Берегитесь— в раю, который вам грезится, может быть, самая страш ная из всех революций—революция духа!" „Черви вопросительных знаков" грызут Д — 503, рвется „единог ласие" нумерованных автоматиков, вспыхивает новая революция „в воз духе знамя, слова — „Долой машины!" И . . . тут нелепый фальшивый обрыв у Замятина, обрыв в без надежность, в андреевскую картонную бездну (над которой сам худож ник так метко и так часто смеется), тут ... издается „благодетельный декрет о поголовной операции — выжигании мозговых узлов фантазии,, восставших людей хватают и кладут на операционный стол, вырезают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2