Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
„Вот это так—так! Ай-да наш, ай-да Андрей Иваныч!... Я говорил,, брат, пей, я говорил. Ай-да наш!"—но не „наша"—нечесова, не их уездная—вся эта „Русь на куличках". Старый быт совершает свое reductio ad absurdum, бытовые поры, намордники, оковы разры ваются—и веселая пляска пьяненького поручика силой художествен ного прозрения (не забудьте: повесть „На куличках" написана была в 1914 году!) звучит погребальнее, убедительнее тысячи danses macabres над могилой старого мира и старого быта... И от того бодрящей силой наливается этот жуткий замятинский скепсис, и от того пророческим заклинанием и революционным кличем звучит его обращение к под'яремному народу, символически вопло щенному в образе собаки с лучистыми человечьими глазами, собаки, по-рабьи покоряющейся тому, кто даст ей мясо в черепке и вздернет ошейник на цепь у конуры: „ —Но зачем у тебя (собака) такие прекрасные глаза? И в глазах на дне такая человечья грустная мудрость? Я знаю: была человеком, и ты им будешь. Но когда же ты будешь? Когда же я не посмею сказать тебе: — Ты—собака" '). Но человек уж поднимался из собаки, чтоб взалкать сверхчелове ческого. 2. Человек— автомат. Художественно бытовая (или надбытовая) философия Евг. Замя тина не представляла собой, однако, ничего оригинального (если от бросить на время вопрос о форме ее), если-б художник ограничился только ролью Саванароллы—обличителя русского быта. В самом деле, разве не такой же увидел эту же уездную Русь Сологуб в „Мелком бесе", не говоря уже о Чехове, Куприне и даже Салтыкове-Щедрине и Гл. Успенском, чьи тени носятся неотступно над замятинским „Уезд ным"? Но сила мысли, и мощная (до сих пор в русской литературе едва-ли превзойденная) широта диопазона и художественного охвата писателя именно в том, что из Алатыря, из Барыбы и Нечесы взор его перекидным огнем падает в Лондон, в гущу европейской цивили зации, в Джесмонд, в душу викария Дьюли и Кембла („Островитяне"), и там мещанину-зверю откликнулся мещанин-автомат. В свою оче редь и тема о мещанине-автомате, конечно, не впервые поднимается в мировой литературе, а в самое последнее время мощно трактует ее Г. Уэлльс, чье влияние (особенно романоз: „Машина времени", „Спя щий пробуждается") коснулось, в частности, и последней работы За мятина (романа „Мы"). Но своеобразие и пафос Замятина, повторяю, именно в том, что не из Алатыря глядит он на мир и не из Лондона, но где то между Алатырем и Лондоном строит дом свой и храм свой. Машинный, индустриальный быт убивает человеческую личность столь же беспощадно, сколь и патриархальный, звериный, уездный. „Как известно, человек культурный должен, по возмож ности, не иметь лица. To-есть не то, чтоб совсем не иметь, а так: как будто лицо, а будто и не лицо— чтоб не бросалось в глаза, как не бросается в глаза платье, сшитое у хорошего 1) Соч.. т. III. Глаза, 164-167.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2