Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
Сеня Бабушкин, „непутевый" мечтатель и „непутевый" революцио нер *); мудрым дурачком глядит на нас младень—богатырь Марей („Север"), что строит упорно в ледяной степи огромный фонарь, чтоб осветить жизнь всех, но видит, как жена изменяет „на зло" с кула ком Кортомой, заворожен трогательной мечтой достроить этот чудо- фонарь („как в Петербурге"), и даже тогда, когда сообщают ему об измене золотоволосой Пельки,— „неключимой силе не переступить светлого круга: прочны, прочнее камня, светлые стены" 2). А фонарь- то фонарь, едва затеплившись, потух. Из ничего творят мечту свою эти взрослые дети, эти нелепые чудаки и чудотворцы: посмеялась мимоезжая дева над нутряным, созерцательно-глубоким мужиком Фе дором Волковым, легкомысленно бросив, что она из Африки,—и за полнила эта Африка душу Волкова, разрушен быт, дика, невыносима жизнь со сварливой женой—бежит к морю, ловит китов, чтоб зара ботать на дорогу в Африку... Лишь в смерти Африку увидел, замертво от, радости упал гарпуньщик Волков, убив второго кита— „Есть Африка: Федор Волков доехал" 3). И так же нелепо умирает отшельник Сели- верст в безысходной жажде чуда. Нет чудес в трясине. Нет ни неба, ни облаков над уездной тем ной землей... Что за глупый дьячок гонит коней на вершины гор, чтоб облака увидеть, прощупать. Доехал: „... мгла, изморозь, слякоть... — А это самые облака и есть "3). Эти мечтатели, эти уездные аргонавты и колумбы—что Петька глупый, нелепый мальчик Петька, в страстной любознательности вскрывающий механизм говорящей куклы: „А только ничего интересного: два томных глаза—ша рики какие то свинцовые; под розовым атласом—кожей— труха, опилки; для „люблю" резиновый пузырь с дудкой“ „. Таким видится художнику и механизм жизни, и заводной чело век-игрушка. Здесь роет себе фундамент глубокий замятинский скепсис, переростая, преодолевая быт, наливаясь пророческой силой. Здесь грязь невылазная, тоска безысходная, от которой человек бал деет, скука уездная, Русь под'яремная, скованная, где остались лишь сны— „эх сны"! „Милый безумный мир—единственный, где люди сво бодны".—Эта Русь насыщается грозовыми предчувствиями революци онных к военных разрядов. Правда, эти войны на Западе, рожденные империализмом и борьбой за рынки, в России, как будто, рождаются от скуки, от тупой уездной пустоты („хоть бы война какая что-ли", бурчит на куличках Тихмень, а с ним еще тьмы и тьмы этих самых Тихменей и прочих „ланцепупов"). Но самая эта скука,—лишь несознан- ная потребность свободы, борьбы, предвращения „энтропии", покоя в „энергию", революцию. Дальше уездной Руси, такой, какая она есть (вернее—какой была), итти некуда. Пропащий, трясиной слопан ный Андрей Иваныч, что завихрился от тоски „пьяным пропащим весельем, тем самым последним весельем, каким нынче веселится загнанная на кулички Русь",—это предел, конец, точка. И пусть выки дывает пьяные коленца предвоенная предреволюционная Россия вме сте с Андрей Иванычем, пусть кричит одобрительно капитан Нечеса: ') „Уездное”- рассказ „Непутевый", стр. 7 9 —10S. ®) Соч. т. Ill .Север", 123. 3) Рассказ „Африка" 118.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2