Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
Взыскующий человека. (Творчество Евгения Замятина). !. Человек— собака. Когда произносят имя— —Евгений Замятин, в сознании читателя немедленно выскакивает квадрат (этот столь не навидимый Замятиным во всех его, от первого до последнего, произ ведениях к в а д р а т , на одном ребре которого— „уездное", Алатырь— город, откуда триста лет скачи—никуда не доскачешь; на другом ребре—идеологии— „социальная реакционность1* и все смертные грехи „мистики", „об'ективной контр-революционности", „поповщины" и прочая, И прочая; на третьем—точеность формы и холодное мастер ство; на четвертом—европеизм и британский рационализм. Самое заманчивое в этих суждениях—то, что они обладают вне шней видимостью правды (а мы знаем, что живее всего на свете не сама ложь 100 процентной крепости, а полправды). Оттого многим и многим покажется парадоксальным утверждение, что Евгений Замя тин никогда не был только бытовиком, никогда не был только фор малистом, или только европейцем, и уж решительно никогда не был реакционером. „Уездное" Замятина было для художника отнюдь не формулой утверждения быта, бытовизма, но лишь формой его отрицания, по знания во имя преодоления. „Чтоб преодолеть быт, нужно познать е го “—эту задачу и эту работу, недавно формулированную Л. Д. Троц ким, ')— Замятин проделал с изумительной зоркостью и настойчивостью задолго до того, как ее сформулировали. Зверино-нелепым и диким увидел молодой Замятин прелое, пот ное, бессмысленное существование всероссийского Алатыря— города. С змеино-тонкой иронией вычерчивает он „плодущий до страсти", „домовитый, по причине этого богомольный, степенный" народ уезд ный. Люди приросли к вещам, вросли в вещи: „У всех окна геранью да фикусами позаставлены. Так то оно дело вернее: никто с улицы не заглянет. Тепло у нас лю бят, печи нажаривают, а зимой ходят в ватных жилетах, юбках, ’) Вопросы быта. Изд. „Красная Новь". М. 1923. 15* Сибиревие Огня 5—6,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2