Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
тают наиболее безнадежно. Само по себе их восстание против неко торых маститых имен могло бы принести в литературу нужное и освежающее дуновение, если бы они умели правильно использовать критическое орудие диалектического материализма. Но их марксистская критика, имеющая в своем прошлом осново положника социальной эстетики В. Белинского, такого четкого и ясного литературного диалектика, как Г. Плеханов, рискует оконча тельно растерять свою потенциальную силу в хлестких, порой прямо бульварных (Тарасов-Родионов), зубодробительных наскоках на пи сателей. Наскоками, кавалерийскими набегами, компрометирующими порой их „марксистскую диалектику", без ясного уяснения себе эстетико-со-. циальных вех, они поднимают шумиху вокруг таких писателей-пусто- цветов, как Эренбург, для которых при правильном эстетико-социоло гическом методе, совсем бы и не понадобилось тяжелых орудий из богатых арсеналов диалектического материализма. Есть законы искусства, которые обязательны для всех без исклю чения. Марксизм, особенно декларативно воспринятый, не дает еще права его владельцу игнорировать, например, влияния солнца на растительный мир земли, й первый из этих законов искусства, аксио- мическая предпосылка, которую вклинивал остро и горячо В. Белин ский своим противникам, упрямо сектанствующим славянофилам, это то, что произведение должно быть прежде всего художественно. И этот вопрос, прежде всего, должна ставить пред собой и марксистская критика по отношению к каждому произведению. Л то, поистине свидетельство бессилия и лишь какой-то узкой и неубеж дающей неприязни к писателю выдает себе т. Волин, когда он при разборе Эренбурга начинает с выискиванья фраз, которые должны быть инкриминируемы автору, с чисто политической стороны. Нужно научиться различать методы критика и цензора. Критику прежде всего надо научиться воспринимать автора широко и самоотверженно, эстетически-свободно. Надо усвоить искусство „кри тического вчувствования". Первым нашим требованием от произве дения пусть будет требование художественности, насыщенности его жизнью, пусть в нем не будет головных пристроек, логических лесе нок, на живую нитку пришитых понятий. Захватывает-ли оно нас пленяющей волной живых творчески- оформленных образов?—Нет. Тогда задача критика уже сурово, бес пощадно, со всей возможной полнотой и убедительностью постараться разрушить это Навуходоноссоровское видение, у которого может быть и золотая голова, но глиняное основание. И только художественное произведение заслуживает в дальнейшем социологического анализа, определения его социальной ценности, а фальшивая фигура с глиняным основанием совершенно не заслуживает того, чтобы расходовать на нее социалистические стрелы марксизма. Этот первый процесс изуче ния, определения писателя с точки зрения его удельно-художествен ного веса, процесс необходимый и неизбежный, требующий от критика, как и «от художника, эмоциональной об'ективности, совершенно игно рируется, как критиками из журнала „Леф", так, особенно, критиками из журнала „На посту". И благодаря этому, они снова воскрешают публицистическую критику а 1а Писарев, требуют от художников в первую голову мертвого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2