Сибирские огни, 1923, № 5 — 6

В первом своем произведении творчество Либединского было просто, естественно, искренне— и отсюда художественно-убедительно и сильно. Он в „Неделе" слог свой подчинял своим образам, слова и фразы не были для него самоценны, а были естественным средством, материалом для художественных заданий. Но вот пред вами его но­ вое, только что напечатанное в № 8 „Молодой Гвардии" произведе­ ние, повесть „Завтра". „Закрытая дверь бросила цифры, те что Лиза держала в мозгу (?!) Гнутая ручка скользнула под пальцами". Так начинается эта повесть. Кто это пишет? Ан. Белый, или, может быть, Всев. Иванов в своих неудачных „Голубых песках"? Нет, это пишет автор „Недели". И вся повесть написана им в таких тонах, в стремлении художника создать „стиль", выработать новое импрессионистское слово. Ясно, что Либединский в процессе творчества свое художническое усердие перенес на голое слово. Вместо того, чтобы пытаться поднять пред нами куски подлин­ ной и живой жизни, он преклонился пред .фразой" пред „лабора­ торными изысками изящной формы", к чему так горячо зовут Лефов- цы, что в особую задачу выделяет и декларация „октябристов", о чем так горячо апостольствует Г. Лелевич. А дальше того хуже. Вы посмотрите на этот удуманный стиль: „В нарядных подушках дивана розовое тело поет (?!) из кружев". „Ладонь лепесток". „Он нагнулся к Ванде, поднявшей с дивана голубой дымок па­ пиросы". „Лиза с наслаждением наполнила легкие синим (?) и прохладным возаухом". „Приготовить завод металлургический литер „Г" кслаче в аренду" сказали лиловые бойкие буквы с белой хрустящей булгажки." „Два пьяных, пестрых от шатанья по улицам дня и меж ними— синей стеной бессонная ночь“ ... „Ненависть горячей кровью осаждала мозг". И так в каждой фразе, в каждой странице автор поклоняется голому измышленному сочетанию слов. И среди этих слов гибнет, тонет интересный замысел. Чувствуется, что автор в погоне за словами, часто в большинстве случаев данными в поразительно бесвкусном и неживом сочетании, совершенно не доработал, не дощупался до живой сердцевины своих героев—и они у него уже ходят не по земле, а часто забираются на ходули, постро­ енные художником. Мы сейчас не намерены подробно разбирать эту повесть. Это мы сделаем в свое время более подробно в другом месте, сейчас мы хотим только указать на то, прямо грандиозное, падение, которое успел молодой художник свершить за столь корот­ кое время. И в этом падении молодого художника, кроме его личной вины, есть большая доля вины и за той кружковщиной, которая ок­ ружает его в столице. С одной стороны— „Леф“ неустанно нашепты­ вает молодым художникам о „конструктивизме", о лабораторной шлифовке слова, с другой стороны—напостовцы наваливают на них груз мертвого направленства и необходимости лишь формального преодоления классиков. В третьей проблеме—проблеме выработки методов марксистской критики, методов воспитания молодых художников „напостовцы'1 плу­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2