Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
понятен мощный образ великого поэта, нарисованный Лермонтовым". (Дальше он цитирует сгихи Лермонтова о поэте, не пугаясь даже та ких строк, как: „Твой стих, как божий дух, носился над толпой" и т. д.) Как видите, он сам разрушает создаваемую им легенду о том, ■что в содержании у классиков пролетариату нечего заимствовать. Ви димо, по какому-то счастливому исключению, Г. Лелевич читал Лер монтова и даже усвоил из него, из его содержания, кое-что для себя с пользой. Но для пролетариата он это занятие считает вредным. Если бы Лелевич и другие не были заворожены догмой, они бы не только у Лермонтова, но и у большинства наших классиков нашли эти „близ кие и понятные мощные образы", насущно необходимые современ ности. То же самое творится, как я указывал в своей статье: „В борь бе за ноЕое искусство" и с Н. Чужаком. Он, на каждом шагу, поль зуется в своих статьях „мощными образами" из арсеналов классики для конкретизации своих мыслей и в то же время неустанно кричит, что классики для рабочих страшно пагубны и вредны. Поистине „кон сулы “ проявляют здесь излишне-опекунское интеллигентски-снисходи- тельное отношение к пролетариату. Этим же самым грешит Дрватов, когда он бесплодно старается ясное выражение К. Маркса об образцах греческого искусства, что „они продолжают доставлять нам художественное наслаждение", ис толковать в противоположном его смыслу значении *). Бесплодное занятие. У слов есть всегда определенное значение, и лишить их этого значения не могут даже представители и апологеты футуризма. Нам думается, что бой по первым двум пунктам и лефовцами и лапостовцами безнадежно проигран. Утверждения Троцкого, положения Воронского и наша попытка раз'яснить Н. Чужаку положительное значение для современности Гоголя, Короленко и Толстого остаются до сих пор неопровергнутыми. И пусть ретивые разрушители классики попробуют это сделать кон кретно, а не декларативно; пусть Лелевич разрушит значение „близ ких и понятных ему мощных образов" Лермонтова, Чужак—Гоголя, чьи образы он так часто использует в качестве собственных стрел. Если они захотят спорить и дальше, они должны перенести спор в конкретную сферу отдельных художников, иначе мы не выйдем из полосы деклараций и диспозиций, совершенно бесполезных и бес плодных. Гораздо сложней третий вопрос, о практике марксистской критики, о политике воспитания молодых писателей. Здесь .напостов цы" подняли ряд крайне важных и животрепещущих вопросов. Они пред'явили к молодым писателям ряд справедливейших требований. Литература служит жизни. Литература служит обществу. Вне этих задач ее существование бесполезно. Отсюда—она должна осуществлять, конкретизировать живыми образами, принципы революционного класса, который силой истори ческого хода вещей призван взорвать старый капиталистический ми ропорядок в целях создания социалистического общества. Вне этих целей не будет жизнеспособным никакое искусство: ни синтетиче *) См, его статью „Маркс о художественной реставрации-„Леф“ № 3. 1923 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2