Сибирские огни, 1923, № 5 — 6

И как назвать первые ростки этой культуры, возникающие на наших глазах—в эпоху диктатуры пролетариата?*) 2) Благодетельно или вредно влияние старой, главным образом, классической литературы на пролетариат, крестьянство, трудовую ин­ теллигенцию? 3) И, наконец, каким методом должна бороться марксистская кри­ тика с течениями, вредными пролетариату, какими методами она дол­ жна ростить новую литературу? Нам не раз приходилось в „Сибирских Огнях" писать по данным вопросам, **) и мы всегда, с самого начала существования нашего журнала примыкали в основой довольно близко к точке зрения, вы­ сказанной Л. Троцким и ft. Воронским. В данный момент нас больше всего интересует третий вопрос, как наиболее актуальный. Но первые две проблемы, конечно, находятся с ним в непосред­ ственной связи. Революционные идеи (и особенно идеи последнего в истории класса, класса—историческая миссия которого в уничтожении классов во обще) великая вещь, но когда ихснизводят до догмы, пожирающей, как Сатурн, самые цели класса (цель: бесклассовое социалистическое об­ щество), то и они превращаются в застывшие, реакционные орудия, за которые упрямые владельцы держатся с историческим упорством Саванароллы. И все это во имя „пролетарского искусства", ради догмы, ради отвлеченнейшего понятия, неправильно преломленного в головах вели­ чественных „консулов". Формально, спор по первому пункту напоми­ нает спор двух естественников о том, кому, собственно, принадлежат те цвета, которые носит на своих крыльях бабочка—бабочке или ку­ колке, из которой она развилась. Пролетариат в данном случае и является этой куколкой,которая, разрывая капиталистические волокна, превращается и превращает общество в бабочку—социалистическое общество. Но разве цвет, ее полет, ее способность всасывать в себя соки растений, это все не ат- трибуты организма новой формации, вырвавшегося из створок клас­ сового общества. ft „напостовцы" хотят, чтоб этот цвет, полет, все признаки нового существования остались попрежнему в этой красной, коричневой или серой классовой оболочке. Они хотят, чтобы новая грядущая куль­ тура имела непременно на себе штамп куколки, классового признака, они хотят задержать диалектику развития организма, хотят, чтобы с одной стороны росли и образовывались усики, крылья, а с другой, чтобы они были скрыты под крепким, кукольно-классовым коконом. ft нам уже в данный момент дороги в литературе именно эти» едва-едва проглядывающие сквозь кокон классового общества социа­ листические нормально-человеческие „усики и крылья". *) Что борьба здесь идет в сущности из-за штампа, ясно, например, из статьи Сизова: „В процессе становления" (Si 9,1923 г. Горн), которую автор кончает такими словами: „Вероятно и тов. Троцкий не станет отрицать, что эти производственно культурные формы и указанные нами раньше в их специфически пролетарской оболочке перейдут в культуру социалистического общества со штампом: „вырабо­ тано пролетариатом в период его диктатуры, сделано в мастерской пролетарской культуры". **) См. нашу книгу „Творец— общество-искусство1*. Из-ство „Сиб. Огни", 1923 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2