Сибирские огни, 1923, № 5 — 6

Группа „Октябрь", имея за своей молодой и незрелой душой все го навсего одну „Неделю" (повесть Юр. Либединского) и небольшой запас слащаво-приготовленного „Шеколада" (повесть Тарасова-Ра- дионова), плюс несколько неплохих, довольно свежих стихотворений— об'являет себя единственно-правоверной сектой в российской (а может быт^, во всемирной?) литературной церкви. Остальные— „Яна- фема"1.. Нет почти ни одного литературного имени, не ошельмованного в журнале „На посту"... Ибо если они во 2—3 № с суровой снисходи­ тельностью отчима признали двух-трех попутчиков—Семенова, Сейфул- лину, Зозулю,—то в первом № этого журнала они Сейфуллину сочли позорным именем (см. „Ср^ди сибирских литераторов"). Подобная последовательность дает нам уверенность, что они ис­ правят свою ошибку и в № 4 „изничтожат" последних попутчиков и лишат их права бежать за их победной „консульской" -колесницей. Вся эта литературная шумиха, исходящая из „жерла" данных журналов, сильно напоминает заседание военного совета при состав­ лении плана отечественной войны, описанного Л. Толстым в его эпопее „Война и мир". . *) Я наиболее ретивые вдохновители войны—Лелевич, Родов, Чужак, поразительно похожи на немца-генерала Пфуля, его помощника Воль- цогена и полковника Толя, которые так хорошо, самозабвенно и бес­ толково командовали из свои»; кабинетов. Вы помните: „Диспозиция, составленная Толем, была очень хороша. Также, как и в аустерлиц- кой диспозиции, было написано, хотя и по-немецки: „Die erste Kolonne marschiert"—туда то и туда то... Die zweite Kolonne marschiert"—туда тО и туда то и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в наз­ наченное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано и, как по всем дис­ позициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое „место". Наши „консулы" также командуют лишь в своих кабинетах. И парады их в сущности очень не эффектны. Порой команда их звучит довольно комично почти на пустующем литературном плацдарме. Они хотят великую, творчески познавательную жажду новых классов напоить декларациями, лабораторными изысками. За послед­ нее время, уже с полгода, московские литераторы и те, кто называет себя литераторами, знают одно депо: это беспрерывное публикование своих деклараций. Кто их не издавал. — „Октябрь", „Кузница", „Леф", „Горн" и т. д. и т. п. Эти шум­ ные литературные диспозиции вынудили к тому же самому самых де­ ловых людей: Д. Воронский, занимавшийся до сих пор, не в пример толстовским Пфулям и Толям, непосредственно литературой, в пятом номере „Красной Нови" пишет большую теоретическую статью: „Ис­ кусство, как познание жизни". Л. Троцкий вынужден был напечатать свои замечательные статьи—О партийной политике в искусстве, об искусстве революции и социалистическом искусстве. И нам казалось, что после статей Троцкого некоторые из теоре­ тических вопросов искусства, занимавшие литературные круги с на­ *) См. часть четвертая, гл, IX, X и XI.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2