Сибирские огни, 1923, № 5 — 6

сооружаемых портов в устьях Оби и Енисея, как обширных скла­ дочных и перегрузочных пунктов для продукции Сибири и товаров, следующих в Сибирь из-за границы. В этих пунктах создается огром­ ная потребность в деловой корреспонденции, в переброске туда ком­ мерческих и технических сил. Ни существующая допотопная почтовая связь, ни ограниченная навигационным сроком водная перевозка пас­ сажиров не могут удовлетворить намечающихся потребностей. С дру­ гой стороны обе магистрали прорезывают огромные, богатые сырьем, районы. Достаточно указать, что на территории Туруханского края, заключающей 1,689044 кв. верст., т.-е. более чем в 3 раза прево­ сходящей территорию Германии, имеется до 133.000.000 десятин лес­ ных богатств *). Оба района богаты первоклассного качества рыбой и ценной пушниной. В одном Туруханском крае до войны рыболовство, кроме удовлетворения собственных потребностей, давало до 1h милл. зол. руб. и до 1 милл. рублей—пушной промысел. Северная граница районов, берег Ледовитого океана, представляет нетронутое богатство в виде морских животных: тюленей, дельфинов, белух и т. д. .Сроч­ ный вывоз мог бы обеспечить производство на местах высокого каче­ ства балыков, икры и пр.. Слабость эксплоатации столь огромных богатств в значительной мере об'ясняется пустынностью этих районов (Труханский край—около 17 т. жителей) и полной оторванностью их от остального мира. Север Труханского края, например, до сих пор почти не знает обще-советских законов, живя остатками старого царского законодательства. В случае утверждения центром проектируемого для Туруханского края института „северных инспекторов", создается ряд местных адми­ нистративных центров, жизнь и работа коих будет продуктивна только при условии прочной связи с руководящими центрами Сибири. В связи с возобновлением экономической жизни республики и Сибири, в частности, начинают оживать и эти пустынные края. В Туру­ ханском крае увеличивается число факторий, кроме Енисейского губ- союза в этом принимают участие Енисейский Губсельскосоюз и ряд Госорганов. Фактории, а через них и местное население нуждаются во всесторонней информации, почте, срочном удовлетворении экстрен­ ных потребностей (огнеприпасы, медицинские товары и пр.). Это наме­ чает необходимость ответвлений от воздушной магистрали до наибо­ лее крупных факторий, являющихся центральными складами для окрестных районов, с захватом наиболее значительных администра­ тивных пунктов. В конечном виде работа на магистрали и ее ответвлениях выра­ зится в доставке почты, переброске пассажиров и в транспорте незначи­ тельных, негромоздких и ценных грузов, напр.—из центра: медикаментов, огнеприпасов и пр.; с мест: пушнины (особенно ценные сорта), мамонто­ вой кости, икры, балыков, драгоценных ископаемых, платины и т. д. Размеры статьи не позволяют подробно оценить районы приле­ гающие к остальным из названных магистралей. Априорно можно заключить, что и там налицо все условия для безотлагательного и широкого использования аэротранспорта. *) С. Ключников. О лесах Сибири и их эксплоатации. „Жизнь Сибири" № б-Т Ново ииколаевск, 1923 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2