Сибирские огни, 1923, № 5 — 6

Наиболее ценная в экономическом отношении часть этой низмен­ ности, прорезываемая сибирской железно-дорожной магистралью, и особенно часть к югу от таковой, представляется и наиболее удобной в смысле воздушных сообщений. Здесь сравнительно густая населен­ ность, много открытых степных пространств, достаточное количество ориентировочных пунктов и направлений. Только юго-восточный угол Западно-Сибирской равнины зани­ мает Алтайское нагорье—район будущей обширной металлургической промышленности. Рельеф заенисейской Сибири—исключительно горный, здесь цар­ ство нагорий и плоскогорий. Только в Минусинском (Абаканская степь),, в степных частях уездов Красноярского, Канского (Енисейской губ.), по долинам рек Оны, Уды и Белой (Иркутск, губ.), степи по Аргуни, Онопу и Are (Забайкалье) представляют удобные для земледелия и скотоводства пространства. На путях сообщения Сибири с Европейской Россией воздушному флоту придется преодолевать горный массив Урала; на юго-восток в сторону Туркестана—огромные степные пространства, на юге безгра­ ничные степи Монголии и на востоке—огромные горные массивы, представляющие значительные затруднения и сводящие воздушные пути к ограниченному пространству вдоль сибирской железно-дорожной магистрали. Однако, Альпы Швейцарии и горные массивы северной Италии при современном состоянии авиации уже сравнительно легко преодо­ лимы. Перелет через Атласские горы Африки, в 1918 г., совершенный на высоте 4000 метров, представлял неимоверные трудности при по­ стоянном риске разбиться об острые пики вершин, погибнуть в ущельях, обрывах, среди камней и вечного снега, в случае возможной аварии. И тем не менее, победа осталась за человеком. Современная авиация имеет в своем активе перелеты из Каира в Капштэдт (8000 килом.), т.-е. с севера на юг через всю Африку; Рим— Токио (17000 килом.); Лондон—Австралия и т. д. На этих перелетах сме­ лые завоеватели воздуха имели на своем пути и огромные пустыни, и горы, и безбрежные Е о д н ы е пространства и, тем не менее, дости­ гали поставленных себе целей. Последний осенний перелет „Сибревкома" (Юнкерса) из Европей­ ской России в Сибирь не встретил особых затруднений. Между тем, этот смелый полет совершался в совершенно неподготовленных усло­ виях. Немаловажное значение в применении авиации имеет и климат. Огромная часть Сибири имеет крайне холодный климат; так на парал­ лели Томска средняя годовая температура колеблется от 2 до 0°. При сравнительно незначительных осадках (максимум—июль и август) хо­ лодный климат Сибири вместе с тем и климат сухой, с большим ко­ личеством ясных солнечных дней. Это обстоятельство весьма благо­ приятно для полетов. Тем не менее жестокие морозы, доходящие до 40° Р., и снежные метели в течение весьма длительной зимы, несо­ мненно, значительно сократят число дней воздушной работы. Таким образом, демографические, орографические и климатиче­ ские условия значительной части Сибири не представляют благопри­ ятной обстановки для широкого применения авиации. Тем не менее, 12, Сибирские Огни 5—6. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2