Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
частью Тобольской, губернию, а также часть богатого Забайкалья, имеющего чрезвычайно важное военно-политическое значение. В этих проектируемых границах, Сибирь с юго-востока и юга, на огромном протяжении, соприкасается с Манчжурией (южная часть, которой насыщена японским влиянием) и доброжелательно настроен ной к Совроссии—Монголией. Манчжурия перехватывает часть нашей магистрали, связываю щей Сибирь с выходом в Японское море (Владивосток), с ветвью к Желтому морю. Здесь в пресловутой „полосе отчуждения К ЖД“ еще много неизжитых враждебных республике Советов настроений, подо греваемых капиталом бывших дальневосточных интервентов. Монголия включает важнейшие направления Кяхта—Урга—Калчан—Пекин, сое диняющие Забайкалье с Пекином, столицей Китая, и портами Желтого моря. С севера Сибири—Ледовитый океан с устьями двух величайшие водных артерий—Оби и Енисея, являющихся началом Северного Мор ского пути, с его будущим огромным торговым значением. На востоке—богатое Приморье и огромная—полуисследованная Якутия. На западе—промышленный Урал и с юго-запада—богатая сырь ем но:то1н я Киргизия. Таким образом, юго-восточная (включая и Амурскую ж. дорогу) и южная границы Сибири характеризуются военно-политическим и эконо мическим значением. На севере и северо востоке преобладающим явля ется торговое значение и научное— вопросы изучения и исследования северных морей и берегов. На западе—торгово-промышленные интересы и политическо-административная связь с центром. В очерченных границах заключается громаднейшая территория, крайне слабо населенная и чрезвычайно бедная путями сообщения. Если юг Сибири с железно дорожной магистралью и ее южными ответвлениями и работающими водными путями может считаться до некоторой степени обеспеченным в смысле сообщений, то к северу от параллели Томска, край совершенно бездорожен, если не считать чрезвычайно краткого навигационного периода по Оби и Енисею, с почти случайнымирейса ми и незначительным по составу речным флотом. Чтобы подкрепить это заключение, достаточно привести следую щие цифры: Общее протяж. На 1С0 кв. верст Железные дороги Сибири . . 5545 0,14 Водные пути Сибири . . . . 39602 1,01 Ш о ссе .................................... нет — Грунтовые д о р о г и ................... крайне примитивны. Что касается физико-географических условий Сибири, имеющих немаловажное значение в вопросе применения авиации, таковые имеют следующий характер*).. Вся западная часть Сибири до Енисея представляет огромную Западно-Сибирск/ю низменность, лежащую в зоне тундр, лесов и л е состепи, с мало оформленным рельефом, доступную на всем простран стве холодному дыханию Ледовитого океана. *) „Экономическая география Сибири". П. М. Головачев. Москва, 1914 года. Проф. П. Г. Тимирязев— „Экономическая география России". Госиздат. 1923 г. На 10 т. жиг 7,3 52,3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2