Сибирские огни, 1923, № 5 — 6
Когда одного дальневосточного политического деятеля, некого X. Б. человека не нашего лагеря, спросили, чем руководились областники Сазонов и Головачев, когда они во Владивостоке,'после падения Ди- терикса, захватили власть всего на три-пять дней, то получили пока зательный ответ: „Чем об‘яснить их выступление я не знаю, полагаю, что целью его была нажива, чего, кажется, они и достигли, как гово рят злые языки". „Нажива!"—вот что стало синонимом слова „област ничество". Какие еще картины нарисует будущий историк, если только ему удастся раскопать все махинации и проделки сибирских областников на Дальнем Востоке!? А между тем, основоположниками сибирского областничества были настоящие демократы, действительные народолюбцы... и такие честные и благородные идеалисты, как Щапов, Ядринцев и Потанин. Конечно, не тот Потанин, каким из статей вышедших за его подписью в продолжении последних двух лет его жизни, рисовали его разные безответственные лица, не пощадившие даже этого незапятнанного имени, а тот Потанин, который на протяжении более полвека был в Сибири ее совестью, воплощением всего хорошего, честного, благородного, культурного... Банкротство, которое областничество начало терпеть при столк новении с жизнью, не могло, конечно, не побудить областников- идеалистов заняться пересмотром своей идеологии. „Летом 1919 г.,“ —пишет мне один знакомый, хорошо осведомлен ный с течениями в областнических кругах,— „в Иркутске сорганизова лась группа молодых областников, главным образом, магистрантов и професс. обоих университетов, социалистически мыслящих, которая признала полный крах старой областнической теории и идеологии". „Старое либеральное областничество",—говорит далее автор пись ма,— „областничество Ядринцева и Потанина было по-преимуществу политическое течение, Требовавшее для Сибири гомруля—самоуправ ления, Областной Думы и ряда других второстепенных вещей. Эта политическая областническая программа совершенно заслонила собой экономическую теорию ранних областников (Щапова), которая явилась основной посылкой к созданию старой политической областной про граммы. Щаповская теория ставит во главу дела социологический подход к территории и населению". Вместо того, чтобы пойти вперед, неообластники,—как автор письма называет этих идеалистов,— бросились назад, к Щапову, к его „экономической" теории, „и занялись попыткой" „социологическим подходом к территории и населению" модернизировать обанкротивше еся областничество и так реставрировать его, чтобы оно не проти воречило нашему политическому строю и было бы согласовано с фор мами, в которые выливается современная хозяйственная жизнь. Этот возврат к Щапову—ничто иное, как курьез. А курьезами, как известно, пестрит всякая обанкротившаяся идеология. Что же ка сается идеологии сибирского областничества, го за годы революции, она успела так обанкротиться, что теперь уже не спасут ее никакие переоценки. В. Вегм&н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2