Сибирские огни, 1922, № 4
душе просыпалась, росла и назревала таинственная тяга на Запад". Эта тяга никогда не прекращала сь у Мамина-Сибиряка, она сыграла решающую роль в его жизни: предначертала путь—Урал—Петербург для жизни и творчества, соз- дала из него писателя западно-европейского образца и породила затаенную скорбную философию культурного одиночки, затерявшегося среди дикарей. В 1871 г. он окончил Пермскую семинарию и поступил в Петербурге в военно-медицинскую академию по ветеринарному отделу, откуда в 1876 г. пе- решел на юридический факультет Петербургского университета который не кон- чил. За время пребывания в Петербурге он прошел многолетнюю трудную шко- лу газетного репортажа, занимаясь в свободное время писанием романа. Долгое время его попытки печататься в толстых журналах оканчивались неудачей, пока в 1882 г. ему не улыбнулось счастье—он в течение года поме- стил в журналах .Устои", .Вестник Европы" и „Дело* свои производения. С тех пор, год за годом стали появляться его вещи, з авоевывая ему славу и внимание широкой публики *). Последние годы своей жизни Мамин-Сибиряк провел в Царском селе и Пе- тербурге Между Петербургом и Уралом протекала его жизнь, и творчество так- же разделено этой чертой. Создав себе славу на уральских и сибирских рассказах и романах, он за последнее время жизни определенно уклонился в сторону Петербурга. Оскар Уайльд открыл лондонцам серебристые туманы Темзы, Мамин-Сиби- ряк дал больше: он открыл русскому обществу новую страну—Урал, вдохнул кипучую жизнь в доселе мертвое географическое название. Богатая во всех от- ношениях жизнь далекого Урала была новостью для русского читателя, У грани Азии внезапно явилось своеобразное царство железа, золота и самоцветов. Теперь после недавних войн прошлого, нам по иному знакомы хребты Ура- ла и равнины Сибири, тогда же в сознании читателя они сливались водно тем- ное преддверие непонятной и холодоой Азии. Мамин-Сибиряк один из первых русских писателей взял для своих произ- ведений широкие социальные темы экономически—бытового характера. Неко- торые критики называют его русским Золя, что отчасти подтверждается его -за- мыслом, высказанным в автобиографическом романе „Черты из жизни Пепко", написать серию романов, аналогичную Маккар-Ругонам Золя. И на самом деле серия его романов . Горное гнездо", „На улице", „Три конца", „Золото", „Ди- кое счастье", „Хлеб" и „Приваловские миллионы" представляют развитие одной идеи: победоносное развитие и шествие российского капитализма на Урале. У Мамина Сибиряка органическая способность передать живо и увлека- тельно всю скрытую механику сложных социальных процессов. Горнозаводская промышленность Урала, покоившаяся на крепостном праве, т. е. на безраздель ном господствовании над личностью рабочего, после отмены крепостного права и перехода на свободный труд, ока з алась в корне расшатанной, ибо пришлось менять всю старую систему управления заводами, создавать с большим трудом новую, что отозвалось и на заводах и на рабочих. Роман „Три конца" посвя- щен описанию момента освобождения рабочих от крепостной зависимости со всеми экономическими последствиями отмены. В социальных картинах Мамина- Сибиряка отсутствует надуманность в виде предвзятых экономических или поли тических (народнических) схем, он не сочинял и не прикрашивал в угоду им жизнь, а брал ее во всей обнаженности примятивных мотивов, двигавших от- дельными лицами, и показывал, как из этих мотивов органическим путем выро- стали социально важные результаты. *) Вот основание даты его произведений. 1883 г. „Бойцы" (Отечественные записки), 1884 г „Приваловские миллионы" (Дело). .Горное Гнездо" (Отечеств. записки>, 1886 г., „Первые сту- денты" (Северный Вестник), 1 8 8 8 - 1 8 8 9 г. Уральские рассказы 1 — 2 т.. 1890 г. .Три конца" (Рус- ская мысль), 1891 г., „Братья (ардеевы" (Там же;, 1892 г. „Золото" (Северный Вестник), 1 8 9 2 — 93 г. .Детские тени" (Русское Богатство), 1893 „Весенние Грезы" (МИР Божий), 1894 г. .Черты из жизни Пепко". (Русское Богатсво) 1897 г., ,.Зарницы", 1900 г. „По Уралу", „Около гос од". (Русская мысль), 1901 г., „Именинник", 1902 г. „Без названия", 1905 г. „Человек с прошлым".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2