Сибирские огни, 1922, № 4
> ДМИТРИЙ НЯРКИСОВИЧ МАМИН (СИБИРЯК) 1852—1912. Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью? Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью с-рдец—вот где настоящая жизнь и настоящее счастье. Мамин—Сибиряк „Черты из жизни Пепко". Огненной завесой отделено от нас прошлое. Скоро исполнится десять лет со дня смерти Мамина, последовавшей 2 но ября 1912 г., но каким далеким кажется нам его облик, почти забытым! Критика в свое время недостаточно внимательно отнеслась к его интерес- ному и яркому дарованию. До сих пор о нем написано две три статьи, охваты- вающих далеко неполностью творчество уральского самородка. *) Читатель т акже прошел мимо него. У Мамина-Сибиряка нет горячих пок- лонников, черпающих в его произведениях духовный свет и силу, между ним и читателем не создается невидимого взаимодействия, связывающего автора и чи- тателя воедино, когда чувствуешь в книге живое присутствие любимого худож- ника и стремишься заглянуть за грани написанных слов к источнику красоты Когда семнадцатилетняя девушка днем и ночью бредит Надсоном, то мы догадываемся об ее бесформенном сантиментализме с оттенчом ложного пафоса наивных чувств... Другой предстанет она перед нами, если увлекается Тургене- вым, Чеховым или д аже Вербицкой, но по увлечению Маминым Сибиряком мы затрудняемся определить ее духовный облик, хотя бы потому, что мы в массе сами плохо знакомы с писателем. А между тем, им вписана в русскую литературу своя страница, которую может быть еще долго будут читать и изучать наши потомки. Какую же стра- ницу вписал Мамин-Сибиряк в русскую литературу? Каков внутренний облик этого полузабытого писателя? Восьмидесятые годы прошлого столетия отмечены—в политическом отноше- нии—усталостью и растерянностью, а в литературном—появлением Чехова, Ко- роленко и Мамина-Сибиряка, который среди беллетристов восьмидесятников уступая первым по силе дарования, занимает почетное место. Биография Мамина Сибиряка мало известна, но то, что известно, очень знаменательно. Он родился 25 октября 1852 года в небогатой семье священника в Висимо-Шайтанском З а воде на грани двух миров: Европы и Азии. Одни окна дома священника выходили в Европу, другие в Азию. Еще ребенком он любил подолгу сидеть у окна и смотреть на далекий запад, где мерещились вообра- жению чуткого мальчика разные чудеса. „Восток не давал ничего, и в детской *) Укажу: Я. М. Скабичевский, Д. Н. Мамин-Сибиряк „Новое Слово" 18% 1 и 2, Пл. Краснов. Осенние беллетристы „Труд" 1895 № 2, В. Яльбов, Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка „Мир Божий 1 ' 1900 >fe№ 1 и 2,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2