Сибирские огни, 1922, № 4

ИСКУССТВО и жизмь. ПАФОС СОВРЕМЕННОСТИ И МОЛОДЫЕ ПИСАТЕЛИ. (О Всев. Иванове, Н. Никитине, С. Семенове, Б. Пильняке и других). Девочка подбежала к пианино и взяла несколько аккордов. — Что? — Волынка! У нас басче. Ка-ак маладяжник заиграет на гармошках, аж в ушах шипит. Ты на гармошке умешь? л — На гармошке? Нет. — И гармошки нету? Чо таки вы за люди. Из книги Всев. Тараканова .Рогульки" *). У русской литературы есть большое и великое прошлое, связанное с именами Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Толстого. Второй сти- хией стали для нас многие строки этих великих писателей, и каждое мгновенье, как волна, бьет в нас Пушкинское— Но не хочу, о, други, умирать! Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. И ради этого великого Пушкинского нехотенья мы и не хотим, остаться только с прошлым, хотя бы и великим. Искусству не присуща монументальная неизменность природы. Оно хочет жить лишь развиваясь, и оно мыслимо для нас и дорого нам только в этом постоянном процессе развития. Если бы кто установил и доказал, что наше искусство кончилось, завер- шилось, то это бы означало лишь одно, что человек нашей эпохи кончился. Осв. Шпенглер так именно и ставит вопрос в своей нашумевшей книге . З а к ат Европы"; он утверждает, что у искусства запада нет будущего, что „эпоха Фидия и Моцарта" для западной культуры уже немыслима. „Западно- европейскому человечеству не предстоит больше иметь ни великой живописи, ни великой музыки. Его архитектонические возможности уже лет сто, как исчерпаны" **). Шпенглер на ряду с этим утверждает, что в этом положении нет ни капли пессимизма, а лишь об'ективный охват действительности, истории, и человеку надо бросить всю свою энергию в область творчества Санчо-Пансо, в область ограниченно-прагматического действия. Может быть, это и так для народов З апада или, вернее, тех социальных групп, к которым принадлежит Шпенглер, но мы не хотим ра зрывать нашей старой дружбы с прекрасным безумцем Дон-Кихотом, не хотим попасть в этот заколдованный круг, который старается очертить современному человечеству Осв. Шпенглер. *) Вс. Тараканов, это—Вс. Иванов, издавший под этим псевдонимом в 1919 г. в Омске свою маленькую книжечку рассказов „Рогульки". **) Из книги Шпенглера, глава „Философия будущего". Иваново-Вознесенск. 1922 г. > ' - Г .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2