Сибирские огни, 1922, № 4

мической и культурно-правовой жизни карагассоё, которые способствовали-бы выделению из своей среды деятельных и достаточно образованных работников; лишь тогда дело управления и их хозяйственно-правовой жизни станет на твер- дую почву, только тогда карагассы не будут, как дети, нуждаться в опеке над ними. Приближение этого момента, помимо мероприятий, отмеченных выше, предполагает и необходимость развития грамотности среди карагассов. Для этого необходимо открыть на их территории школу с обязательным для уча- щего знанием бытовых условий бродячих инородцев и, если не карагасского, то хотя-бы одного из тюрко татарских наречий *). В этой школе необходимо организовать преподавание рукоделия для девочек и ремесел для мальчиков. Эта школа при соответствующем умелом преподавании и способности учащего подойти к психологии карагасских Детей в скором времени могла-бы дать положительные результаты. Прежде всего она привила-бы учащимся и воспитала в них чувство серьезного и сознательного отношения к окружаю- щей действительности, положению своего племени; воспитала-бы в них лучшие общечеловеческие и гражданские идеалы. Д в этом залог сохранения племени от вымирания, в этом начало его культурного прогресса. Заканчивая эти беглые строки, я хотел-бы вызвать у читателей то сочув- ственное отношение к погибающей народности, на которое оно вправе рас- считывать. Историческая роль бродячих инородцев, достаточно ярко выявлена в со- ответствующей инородческой литературе и нам нет необходимости останавли- ваться на ней. Но нужно заменить, что карагассы явились одними нз первых пионеров в истории колонизации суровых саянских предгорий и при крайне тяжелых материальных и правовых условиях на протяжении больше трехсот лет вносили свою лепту в сокровищницу русской материальной культуры. Исключи- тельно благодаря им были открыты в первой половине XIX столетия золо- тые промыслы на реке Б. Бирюсе, по количеству добывающегося в Сибири золота занявшие одно из первых мест. Будет время и я в этом убежден, когда и карагассы, эта маленькая вымирающая групка, некогда величественного и славного тюрко-татарского народа, выделит из своей среды деятелей и в обпасти духовной культуры. Но современное положение их, полное нищеты и бесправия, требует разумного и гуманного вмешательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Они не должны останавливаться перед зат- ратами на поднятие экономического благосостояния инородцев, на укрепление среди них народного здравия, на развитие грамотности и культуры. Полумерами ограничиваться нельзя. Карагассы слишком некультурны, через чур бедны, чтобы устроение своей жизни взять самим на себя. Пока они нуждаются в по- мощи со стороны болеее культурной расы; они нуждаются в охране и в опеке, но в опеке разумной и гуманной. Не будем создавать красочных иллюзий. Окончательное разрешение ниородческого вопроса, меры и формы по- мощи инородцам—вопрос общегосударственного значения. Лишь тогда будет разрублен гордиев узел трагических условий существо- вания сибирских инородцев, когда этот вопрос получит свое разрешение в общегосударственном масштабе, когда будут отпущены для осуществления этих мероприятий достаточные средства, когда, наконец, будут созданы специальные институты, которым и будет поручена разработка и практическое осуществление всех этих мероприятий, направленных на благо инородцев. *) В 1919^году Иркут. Губ. Земством была приглашена в качестве учительницы для предполагавшейся карагасской школы С. Н. Никифорова, телеутка по происхождению, зна- комая с карагасским .наречием и имевшая почти 5 летний стаж, кач учтельница в алтайских туземных школах, однако, развернувшиеся политические события отодвинули на задний план организицию школы среди карагассов. 7 Сибирские Огни № 4. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2