Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18
веаоши ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ П! І ри разработке модели государ ственного устройства России необходимо обязательно пом нить и учитывать то обстоятельст во, что Россия — государство-циви- лизация, то есть высшая ступень культурного объединения людей, а значит, какие-либо стандартные или заимствованные на стороне конструкции для несущего каркаса государства не применимы. Я, например, вижу Российское государство, основанное на прин ципах конвергенции общественно- политических и социально-эконо мических ценностей различных со циально-экономических и поли тических систем. Говоря о конвергенции, нельзя забывать, что наиболее эффектив ными на рубеже XX—XXI веков оказались смешанные экономики, где рынок сочетается с социаль ным планированием, направлен ным на улучшение условий жизни людей. На мой взгляд, концептуально модель государственного устрой ства России можно описать с по мощью десяти социально-поли тических и социально-экономичес ких формул. Во-первых, при ог ромных пространствах нашей страны, при наличии значительно го числа субъектов Федерации, при разнообразии населения нужна сильная, а если необходи мо, то и жесткая вертикаль цент ральной власти, способная конт ролировать политическую и эконо мическую деятельность субъектов Федерации в территориальной, де нежной, банковской, кредитной сферах, в вопросах экономичес кой, информационной и нацио нальной безопасности, междуна родной, федеральной и межрегио нальной торговли. Одновременно нам нужно и широкое самоуправ ление. Во-вторых, необходимо нали чие полномочных и полноправных органов власти и управления в субъектах Федерации. В России должно действовать одно неукос нительное правило: все, что не отнесено Конституцией к предмету ведения федерального правитель ства, должно стать предметом ве дения правительств субъектов Фе дерации. Местные правительства (местное самоуправление) должны быть наделены всей полнотой власти в вопросах местного уров ня. Но одновременно должны быть разработаны такие механизмы сдерживания, которые предотвра щали бы использование мощи и потенциала федерального прави тельства в целях подавления или умаления конституционных прав субъектов Федерации и не допус кали бы проявления и развития национального и регионального сепаратизма. В-третьих, мы нуждаемся в ши роком использовании принципов политических компромиссов в ре шении межнациональных и регио нальных проблем. В-четвертых, социально-по литическая система России долж на соединить социализм и класси ческий капитализм с максималь ной защитой населения и широким набором социальных гарантий. Осу ществить такую цель можно толь ко при ориентации на такие прин ципы государственного и экономи ческого строительства, как строгая государственность, общественный порядок, политическая и экономи ческая дисциплина в сочетании с многоукладной экономикой, со сво бодной экономической и поли тической деятельностью, с широ ким парламентаризмом и местным самоуправлением. Требуется, на мой взгляд, провес ти радикальную реформу террито риально-экономического устройст ва. Она должна включить умень шение числа субъектов Федера ции. По моему мнению, в качестве субъектов Федерации могли бы выступить 20 республик как нацио нально-государственные образо вания; 18—20 земель как регио нальные социально-экономичес кие образования (или системы) и 8-9 краев как территориально-эко номические и полинациональные союза). Именно из-за несоблюде ния этих трех фундаментальных положений и возникла чеченская трагедия. Оптимальной представляется именно земля, объединяющая в своих границах 3, в некоторых слу чаях 4 области. В восточной эко номической зоне, например, могут быть созданы следующие земли: Приморская — в составе При морского края, Сахалинской об ласти, Камчатской области, с цент ром в г. Владивостоке. Амурская — в составе Амур ской, Магаданской областей. Ев- 10 принципов для России Проблемы государственного устройства нашей страны невозможно рассматри вать и решать только через призму сложившейся социально-экономической и зависимой от нее социально-политической ситуации. Это — временно. Фундамен тальные проблемы могут быть решены только посредством полномасштабной реформации всей российской цивилизации, включая экономику, сферу духовной жизни, систему федерализма и связанную с ней систему политического устройства государства. .-- _______________ В-пятых, нужна регулируемая, кон тролируемая государством, но и кон курирующая экономика, рыночная, ос нованная на сочетании государствен ной, муниципальной, коллективной, ак ционерной, кооперативной, личной частной собственности, а также на частной и общественной инициативе. На госсектор должно приходиться не более 30—35 процентов, а на частный — не менее 35 процентов общего объ ема ВВП. В сфере услуг, в пищевой, легкой промышленности, в сельском хозяйстве — от 80 до 100 процентов. Подавляющая часть кредитно-бан ковской системы должна быть частно-акционерной. В-шестых — постоянно разви ваемая постиндустриальная эко номика, адаптируемая к меняю щимся социально-экономическим и научно-техническим условиям. В-седьмых — масштабное ис пользование принципов и методов свободного предпринимательства в организации управления сферой материального производства, про изводственной инфраструктуры, сферой услуг, в организации сбыта произведенной продукции на региональных, межрегиональных, национальных и международных рынках. В -восьмых — широкое исполь зование принципов социализма в распредепении национального до хода без допуска чрезмерного обо гащения узкого круга лиц, органи- . зация справедливой и гарантиро ванной социальной защиты насе ления, особенно пенсионеров, детей, студенчества, многодетных матерей и военнослужащих. В-де- вятых — широкое использование принципов демократии в управле нии государством, обществом и производством. И, наконец, в-де- сятых — всемерное использова ние принципов плюрализма в сфере духовной жизни. Последние годы убедительно показали и доказали, что управ лять Россией, состоящей из 89 субъектов, чрезвычайно сложно. и& л о л л в и Го л о б образования, в которых имеется 1-2 национальные автономии. Если мы сумеем успешно раз решить рассматриваемую пробле му, исчезнет ключевой раздражи тель национального и региональ ного сепаратизма. Тогда останутся в истории слова А. Солженицына о том, что «республики получили автономии сверх всякой меры и полностью распоясапись». Нам следует положить конец каким- либо особым отношениям между центром и субъектами, если они, эти отношения, вредят единству России. Мы должны четко и од нозначно сказать, что националь ные республики не обладают по литическим суверенитетом. Юри дически это должно выражаться в трех основных положениях: как субъекты Федерации они лишены права участия в международных отношениях, за исключением внешнеторговых; не обладают правом сецессии (правом одно стороннего выхода из федератив ного союза); не обладают правом нуллификации (правом аннулиро вать законы федеративного рейской АО и Хабаровского края, с центром в г. Хабаровске. Ангаро-Енисейская — в соста ве Красноярского края, Иркутской, Читинской областей, с центром в г. Красноярске или Иркутске. Южно-Сибирская — в составе Кемеровской, Новосибирской об ластей и Алтайского края, с цент ром в г. Новосибирске. В основу формирования земель могут быть заложены такие кри терии: территориально-экономи ческая целесообразность, обеспе чивающая за счет глубокой и всеохватывающей экономической кооперации и общего управления высокую экономическую эффек тивность хозяйства, продовольст венную безопасность. Достаточ ное и экономически обоснованное территориальное пространство и управляемость, создание такой размерности, которая не допусти ла бы возникновения каких-либо сепаратистских поползновений и на этой основе «державных пред посылок». Симметричность Феде рации с равными правами респуб лик, земель и краев и, конечно, На фото Владимира ЗИНИНА: на Карасукском автомобильном пограничном переходе; начальник Карасукского филиала НОО РТИ Владимир Ткаленко (справа) знакомит своих коллег из Ленинградского областного отделения РТИ Виктора Борщева и Олега Будникова с работой поста на границе. эффективные системы управле ния, ориентированные на функцио нирование в рыночной среде. Земля в таком понимании •#* новое, но неизбежное, как по форме, так и по содержанию, ре гиональное социально-экономи ческое образование. Край же следует рассматривать не как административно-террито риальное образование, а как круп ное территориально-экономичес кое образование, как полиструк- турную систему, в которую входят национальные автономии. Именно в границах края должны быть со хранены национально-культурные особенности, обеспечена защита социально-экономических, нацио нальных интересов коренных жи телей автономных округов. Я согласен с тем, что это не простая проблема. В Конституции РФ края и области проходят через запятую, как равнозначные терри тории, хотя таковыми вовсе не яв ляются. Ведь края создавались из начально как территориально-эко номические образования, при их выделении исходили не из прин ципов административно-террито риального деления, а из критериев и принципов экономического райо- V нирования и объединения на такой основе, в определенных границах малых народов, для защиты их интересов. Будь соблюдена пре жняя изначальная роль краев, се годня не возникли бы проблемы дезинтеграции Тюменской области или Красноярского края. Преодо леть, например, раскол и развал Тюменской области, сепаратист ские поползновения можно было бы путем преобразования области в Тюменский край в составе Ханты- Мансийского, Ямало-Ненецкого на циональных округов и южной эко номической зоны области. Сепаратизм сегодня разрывает экономику уникального Краснояр ского края. А ведь и там и тут — единое экономическое пространст во и отработанная за десятилетия надежная система внутрикраевой производственно-экономической кооперации. Решение данной пробпемы поз волило бы придать статус края (а это совершенно другие полномо чия и возможности) Иркутской, Пермской, Камчатской, Архангель ской, Читинской и Магаданской об ластям, в составе которых есть национальные автономии, что сняло бы внутреннее напряжение в них. Преобразовать Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края в административно-террито риальные области, поскольку все они утратили прежний статус из-за преобразования входящих ранее в них автономий в республики РФ. %• Именно такой подход к госу дарственному устройству, как мне кажется, даст возможность уже в начале XXI века сформировать в России основу новой политической и социально-экономической систе мы и новые формы власти. Полное же завершение такой реформы возможно лишь в конце первой четверти XXI столетия. Юрий СОСИН, политолог. Контроль на границе Первый автомобильный погранич- бирского отделения Российской транс- ный переход, соответствующий между- портной инспекции — автогрузовой народным нормам, появился в России контроль и контроль за международны- на границе с Республикой Казахстан, ми перевозками, въезжающими в нашу Основная задача инспекторов Новоси- страну и выезжающими из нее. Пост укомплектован автове сами, которые могут фиксиро вать вес транспорта в статике и движении. Измеряются габа ритные параметры автогрузови- ков, их техническое состояние, наличие регистрационных пас портов и документов водителей. Вся информация с поста об рабатывается в компьютерном центре и заносится в совмест ный банк данных для использо вания другими контролирующи ми службами — органами ФСБ, УВД, налоговиками. Сегодня в России создается единая система учета автогру- зового контроля международ ных перевозок. Карасукский пост АПП — один из них. Только за несколько месяцев его рабо ты здесь проверено 10 792 ав томобиля, пересекших границу, и выявлено 60180 нарушений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2