Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18

веаоши ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ П! І ри разработке модели государ­ ственного устройства России необходимо обязательно пом­ нить и учитывать то обстоятельст­ во, что Россия — государство-циви- лизация, то есть высшая ступень культурного объединения людей, а значит, какие-либо стандартные или заимствованные на стороне конструкции для несущего каркаса государства не применимы. Я, например, вижу Российское государство, основанное на прин­ ципах конвергенции общественно- политических и социально-эконо­ мических ценностей различных со­ циально-экономических и поли­ тических систем. Говоря о конвергенции, нельзя забывать, что наиболее эффектив­ ными на рубеже XX—XXI веков оказались смешанные экономики, где рынок сочетается с социаль­ ным планированием, направлен­ ным на улучшение условий жизни людей. На мой взгляд, концептуально модель государственного устрой­ ства России можно описать с по­ мощью десяти социально-поли­ тических и социально-экономичес­ ких формул. Во-первых, при ог­ ромных пространствах нашей страны, при наличии значительно­ го числа субъектов Федерации, при разнообразии населения нужна сильная, а если необходи­ мо, то и жесткая вертикаль цент­ ральной власти, способная конт­ ролировать политическую и эконо­ мическую деятельность субъектов Федерации в территориальной, де­ нежной, банковской, кредитной сферах, в вопросах экономичес­ кой, информационной и нацио­ нальной безопасности, междуна­ родной, федеральной и межрегио­ нальной торговли. Одновременно нам нужно и широкое самоуправ­ ление. Во-вторых, необходимо нали­ чие полномочных и полноправных органов власти и управления в субъектах Федерации. В России должно действовать одно неукос­ нительное правило: все, что не отнесено Конституцией к предмету ведения федерального правитель­ ства, должно стать предметом ве­ дения правительств субъектов Фе­ дерации. Местные правительства (местное самоуправление) должны быть наделены всей полнотой власти в вопросах местного уров­ ня. Но одновременно должны быть разработаны такие механизмы сдерживания, которые предотвра­ щали бы использование мощи и потенциала федерального прави­ тельства в целях подавления или умаления конституционных прав субъектов Федерации и не допус­ кали бы проявления и развития национального и регионального сепаратизма. В-третьих, мы нуждаемся в ши­ роком использовании принципов политических компромиссов в ре­ шении межнациональных и регио­ нальных проблем. В-четвертых, социально-по­ литическая система России долж­ на соединить социализм и класси­ ческий капитализм с максималь­ ной защитой населения и широким набором социальных гарантий. Осу­ ществить такую цель можно толь­ ко при ориентации на такие прин­ ципы государственного и экономи­ ческого строительства, как строгая государственность, общественный порядок, политическая и экономи­ ческая дисциплина в сочетании с многоукладной экономикой, со сво­ бодной экономической и поли­ тической деятельностью, с широ­ ким парламентаризмом и местным самоуправлением. Требуется, на мой взгляд, провес­ ти радикальную реформу террито­ риально-экономического устройст­ ва. Она должна включить умень­ шение числа субъектов Федера­ ции. По моему мнению, в качестве субъектов Федерации могли бы выступить 20 республик как нацио­ нально-государственные образо­ вания; 18—20 земель как регио­ нальные социально-экономичес­ кие образования (или системы) и 8-9 краев как территориально-эко­ номические и полинациональные союза). Именно из-за несоблюде­ ния этих трех фундаментальных положений и возникла чеченская трагедия. Оптимальной представляется именно земля, объединяющая в своих границах 3, в некоторых слу­ чаях 4 области. В восточной эко­ номической зоне, например, могут быть созданы следующие земли: Приморская — в составе При­ морского края, Сахалинской об­ ласти, Камчатской области, с цент­ ром в г. Владивостоке. Амурская — в составе Амур­ ской, Магаданской областей. Ев- 10 принципов для России Проблемы государственного устройства нашей страны невозможно рассматри­ вать и решать только через призму сложившейся социально-экономической и зависимой от нее социально-политической ситуации. Это — временно. Фундамен­ тальные проблемы могут быть решены только посредством полномасштабной реформации всей российской цивилизации, включая экономику, сферу духовной жизни, систему федерализма и связанную с ней систему политического устройства государства. .-- _______________ В-пятых, нужна регулируемая, кон­ тролируемая государством, но и кон­ курирующая экономика, рыночная, ос­ нованная на сочетании государствен­ ной, муниципальной, коллективной, ак­ ционерной, кооперативной, личной частной собственности, а также на частной и общественной инициативе. На госсектор должно приходиться не более 30—35 процентов, а на частный — не менее 35 процентов общего объ­ ема ВВП. В сфере услуг, в пищевой, легкой промышленности, в сельском хозяйстве — от 80 до 100 процентов. Подавляющая часть кредитно-бан­ ковской системы должна быть частно-акционерной. В-шестых — постоянно разви­ ваемая постиндустриальная эко­ номика, адаптируемая к меняю­ щимся социально-экономическим и научно-техническим условиям. В-седьмых — масштабное ис­ пользование принципов и методов свободного предпринимательства в организации управления сферой материального производства, про­ изводственной инфраструктуры, сферой услуг, в организации сбыта произведенной продукции на региональных, межрегиональных, национальных и международных рынках. В -восьмых — широкое исполь­ зование принципов социализма в распредепении национального до­ хода без допуска чрезмерного обо­ гащения узкого круга лиц, органи- . зация справедливой и гарантиро­ ванной социальной защиты насе­ ления, особенно пенсионеров, детей, студенчества, многодетных матерей и военнослужащих. В-де- вятых — широкое использование принципов демократии в управле­ нии государством, обществом и производством. И, наконец, в-де- сятых — всемерное использова­ ние принципов плюрализма в сфере духовной жизни. Последние годы убедительно показали и доказали, что управ­ лять Россией, состоящей из 89 субъектов, чрезвычайно сложно. и& л о л л в и Го л о б образования, в которых имеется 1-2 национальные автономии. Если мы сумеем успешно раз­ решить рассматриваемую пробле­ му, исчезнет ключевой раздражи­ тель национального и региональ­ ного сепаратизма. Тогда останутся в истории слова А. Солженицына о том, что «республики получили автономии сверх всякой меры и полностью распоясапись». Нам следует положить конец каким- либо особым отношениям между центром и субъектами, если они, эти отношения, вредят единству России. Мы должны четко и од­ нозначно сказать, что националь­ ные республики не обладают по­ литическим суверенитетом. Юри­ дически это должно выражаться в трех основных положениях: как субъекты Федерации они лишены права участия в международных отношениях, за исключением внешнеторговых; не обладают правом сецессии (правом одно­ стороннего выхода из федератив­ ного союза); не обладают правом нуллификации (правом аннулиро­ вать законы федеративного рейской АО и Хабаровского края, с центром в г. Хабаровске. Ангаро-Енисейская — в соста­ ве Красноярского края, Иркутской, Читинской областей, с центром в г. Красноярске или Иркутске. Южно-Сибирская — в составе Кемеровской, Новосибирской об­ ластей и Алтайского края, с цент­ ром в г. Новосибирске. В основу формирования земель могут быть заложены такие кри­ терии: территориально-экономи­ ческая целесообразность, обеспе­ чивающая за счет глубокой и всеохватывающей экономической кооперации и общего управления высокую экономическую эффек­ тивность хозяйства, продовольст­ венную безопасность. Достаточ­ ное и экономически обоснованное территориальное пространство и управляемость, создание такой размерности, которая не допусти­ ла бы возникновения каких-либо сепаратистских поползновений и на этой основе «державных пред­ посылок». Симметричность Феде­ рации с равными правами респуб­ лик, земель и краев и, конечно, На фото Владимира ЗИНИНА: на Карасукском автомобильном пограничном переходе; начальник Карасукского филиала НОО РТИ Владимир Ткаленко (справа) знакомит своих коллег из Ленинградского областного отделения РТИ Виктора Борщева и Олега Будникова с работой поста на границе. эффективные системы управле­ ния, ориентированные на функцио­ нирование в рыночной среде. Земля в таком понимании •#* новое, но неизбежное, как по форме, так и по содержанию, ре­ гиональное социально-экономи­ ческое образование. Край же следует рассматривать не как административно-террито­ риальное образование, а как круп­ ное территориально-экономичес­ кое образование, как полиструк- турную систему, в которую входят национальные автономии. Именно в границах края должны быть со­ хранены национально-культурные особенности, обеспечена защита социально-экономических, нацио­ нальных интересов коренных жи­ телей автономных округов. Я согласен с тем, что это не­ простая проблема. В Конституции РФ края и области проходят через запятую, как равнозначные терри­ тории, хотя таковыми вовсе не яв­ ляются. Ведь края создавались из­ начально как территориально-эко­ номические образования, при их выделении исходили не из прин­ ципов административно-террито­ риального деления, а из критериев и принципов экономического райо- V нирования и объединения на такой основе, в определенных границах малых народов, для защиты их интересов. Будь соблюдена пре­ жняя изначальная роль краев, се­ годня не возникли бы проблемы дезинтеграции Тюменской области или Красноярского края. Преодо­ леть, например, раскол и развал Тюменской области, сепаратист­ ские поползновения можно было бы путем преобразования области в Тюменский край в составе Ханты- Мансийского, Ямало-Ненецкого на­ циональных округов и южной эко­ номической зоны области. Сепаратизм сегодня разрывает экономику уникального Краснояр­ ского края. А ведь и там и тут — единое экономическое пространст­ во и отработанная за десятилетия надежная система внутрикраевой производственно-экономической кооперации. Решение данной пробпемы поз­ волило бы придать статус края (а это совершенно другие полномо­ чия и возможности) Иркутской, Пермской, Камчатской, Архангель­ ской, Читинской и Магаданской об­ ластям, в составе которых есть национальные автономии, что сняло бы внутреннее напряжение в них. Преобразовать Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края в административно-террито­ риальные области, поскольку все они утратили прежний статус из-за преобразования входящих ранее в них автономий в республики РФ. %• Именно такой подход к госу­ дарственному устройству, как мне кажется, даст возможность уже в начале XXI века сформировать в России основу новой политической и социально-экономической систе­ мы и новые формы власти. Полное же завершение такой реформы возможно лишь в конце первой четверти XXI столетия. Юрий СОСИН, политолог. Контроль на границе Первый автомобильный погранич- бирского отделения Российской транс- ный переход, соответствующий между- портной инспекции — автогрузовой народным нормам, появился в России контроль и контроль за международны- на границе с Республикой Казахстан, ми перевозками, въезжающими в нашу Основная задача инспекторов Новоси- страну и выезжающими из нее. Пост укомплектован автове­ сами, которые могут фиксиро­ вать вес транспорта в статике и движении. Измеряются габа­ ритные параметры автогрузови- ков, их техническое состояние, наличие регистрационных пас­ портов и документов водителей. Вся информация с поста об­ рабатывается в компьютерном центре и заносится в совмест­ ный банк данных для использо­ вания другими контролирующи­ ми службами — органами ФСБ, УВД, налоговиками. Сегодня в России создается единая система учета автогру- зового контроля международ­ ных перевозок. Карасукский пост АПП — один из них. Только за несколько месяцев его рабо­ ты здесь проверено 10 792 ав­ томобиля, пересекших границу, и выявлено 60180 нарушений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2