Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18
веашти 8 МАЯ 1997 г . и Планов у Новосибирского областного Совета депу татов впереди еще громадье. А времени до окончания ^ полномочий нынешнего депутатского корпуса остает ся не так уж много: через семь с половиной месяиев пройдут выборы Совета нового, второго, созыва. Что удалось сделать за три с небольшим года депу татам Совета, впервые за историю государственного устройства России работающего над созданием собст венных. областных, законов, являясь по-прежнему и пред ставительным органом власти? Как совмещаются эти разные функции? Как распределяются обязанности и складываются взаимоотношения в депутатском корпу се? Как взаимодействует он с другой ветвью государ ственной власти области — исполнительной? Об этом мы и постараемся рассказать в публикациях, обозначен ных рубрикой «В коридорах власти». В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ чтобы «приблизить» государственную власть к сельскому населению области, ви тала в воздухе давно. Правда, несмотря на то что кворумным большинством этот закон прошел и уже действует, у него и сегодня немало оппонегітов. Споры возникают по той же, возможно, причине — отсутствует федеральный закон об органах государст венной власти в субъектах Федерации. Но жизнь-то не стоит на месте, требует опре деленных решений в конкретных ситуациях. Местное самоуправление хоть и провозгла шено одним из главных принципов россий ской Конституции, однако едва лишь «ста новится на ноги». Профессионалы-юристы, специализирующиеся в отрасли государст венного права, порой вообще высказывают «крамольную» мысль о том, что как бы не пришлось конституционные положения о местном самоуправлении чуть ли не заново переписывать. Пока же областные законодатели имеют те принципы, что имеют, и «рамочный» фе деральный закон об общих принципах мест ного самоуправления. Вольница, казалось бы, такое обстоятельство для депутатов об- ЕДИНОИ ГЛАВЫ РАДИ... Долго же решался спор, конституционны ли президентские указы, позволяющие прёд- ставительным органам власти регионов со хранять свои полномочия до конца 1997-го или начала 1998 года, коли иная дата вы боров в них до выхода этих указов еще не была назначена. И вот несколько дней назад Конституционный Суд России поставил в споре точку. Отвечая на запрос депутатов Госдумы, Суд вынес такой вердикт: Прези дент вправе был издавать подобные указы, поскольку федеральное законодательство на сей счет и до сих пор не имеет никаких правовых решений. Долго и решительно держался наш Но восибирский областной Совет, отстаивая свое право на принятое решение о назначении выборов на декабрь нынешнего года. Суды первой и второй инстанций (областной и Верховный), отклонение Президи умом Верховного Суда протеста Генеральной Прокуратуры — все, казалось, «играло» на четверых новосибирцев, судебным иском ос паривавших выборное решение облсовета. Суды общей юрисдик ции были на их стороне. Но Кон ституционный, как видим, пришел к другому решению. Не напрасно, выходит, держались. Не вдаваясь в тонкости право вого спора (и наша газета, и другие новосибирские СМИ писали об этом предостаточно), рискну на звать простой, житейский аргумент в защиту точки зрения областного Совета. Позиция здравого смысла подсказывала ему именно то ре шение, которое он принял и кото рое отстаивал в судах. Овладеть юридической азбукой государст венного строительства, научиться творить законы — дело очень муд реное, ответственное, требующее навыка, опыта, конкретных нара боток. Два года, по прошествии которых Совет мог бы передать свои пол номочия новому составу депутатов, — срок явно не достаточный. Почти каждый рожда емый закон подразумевает и требует раз вития его положений и норм в иных, пос ледующих правовых актах и документах. Оборви этот творческий процесс, что назы вается, на полуслове, и целый шлейф за конов «зависнет». Новым депутатам, считай, по новой почти ту же работу и пришлось бы делать. Вот так бы и «буксовали» об ластные законодатели, двигаясь по принци пу: шаг вперед, два назад. По собственным наблюдениям сужу: дис куссии по иным положениям некоторых за конов разгораются от сессии к сессии все жарче, все острее. Редко какой проект с одной попытки обсуждения проходит через сито этих дебатов: и с первого, и со второго чтений возвращаются они на доработку. Странно вроде бы, ведь опыта законотвор ческого депутаты со временем все больше набираются. Так вот потому-то, что мудреют депутаты, и «чистят» они каждый закон — по абзацу, статье и главе — все дотошнее и тщательнее. Каждое предложение, а вер нее, принцип, заложенный в нем, выверя ется коллективно. И если принципы расхо дятся, не стыкуются, «рассыпается» и закон, яркий пример тому законопроект о местном самоуправлении. Самым «невезучим» он оказался, хотя депутаты приступили к его разработке чуть ли не с самого начала своей деятельности, летом 1994 года, спус тя три месяца с момента выборов. Но на чинать, в буквальном смысле, пришлось, конечно, с иного и, попросту говоря, с нуля. Первую свою, апрельскую, сессию 94-го не знали даже кому и открывать. В конце концов решили доверить спикерское кресло председателю бывшего областного Совета народных депутатов Анатолию Сычеву. Потом это положение зафиксировали в рег ламенте — первом правовом документе ны нешнего облсовета. Сычева вновь избрали его председате лем, роль спикера за ним так и осталась. — Тогда, в конце 1993-го — начале 1994 года, в стране произошли серьезные изменения политического и экономическо го курса, — рассказывает Анатолий Сычев. — Изменилась — по форме и по содержа нию — и государственная власть. Со всей очевидностью выросла проблема — преж няя законодательная база, которая су ществовала в СССР и РСФСР, если и могла использоваться, то лишь частично, в оперативном порядке требовалось на рабатывать новые российские законы и, Слушается очередной законопроект. Фото Виталия МИХАЙЛОВА. исходя из них, создавать собственную пра вовую базу в каждом субъекте Федерации, поскольку их представительные органы были наделены новыми, законотворчески ми, полномочиями. Но они-то как раз были прописаны лишь в «старом» законе о кра евом, областном Совете, краевой и об ластной администрации. Закона, который бы регламентировал их деятельность в теперешних российских ус ловиях, уже очень долго ждут — и дождутся ли до новых выборов? — нынешние депу таты. Выстраивать государственную власть каждому краю и области приходится у себя во многом самостоятельно. Поэтому следом за регламентом област ному Совету пришлось разрабатывать и принимать еще один «свой» закон — об обеспечении депутатской деятельности. Потом решали дилемму: или сразу бросить все силы на создание Устава области, или постепенно принимать один закон за другим, положения которых вписывались бы логично в нормы Устава? Выбрали последнее, хотя работа над созданием Устава так и шла, параллельно со всеми другими законами. Так вышло, что обсуждали Устав с одним губернатором — Иваном Индинком, а при нимали уже с другим — Виталием Мухой. К счастью, войны властей в нашей области не было и нет, так что процесс смены ее руководства в одной ветви прошел практи чески безболезненно для другой, за исклю чением разве только некоторых нюансов, но об этом разговор пойдет в других пуб ликациях. Приход к власти Виталия Мухи совпал с еще одним моментом правотворческой деятельности областного Совета: разработ кой законопроекта о территориальных ор ганах государственной власти. Новый губер натор, надо сказать, процесс этот даже не сколько ускорил, хотя к законопроекту де путаты тогда уже подошли, мысль о том, ластного Совета: твори, выдумывай в пра вовом поле федерального закона, не выходя лишь за его «рамки». Но так ведь россий ские губернии — каждая по своим особым законам — станут жить? Задала этот вопрос председателю комитета по законодательст ву облсовета Виктору Кузнецову и получила утвердительный ответ. — С этим законом вообще произошли какие-то странные метаморфозы, — рас сказывает Кузнецов. — Анатолию Павло вичу Сычеву и мне доводилось участво вать в парламентских слушаниях по об суждению его в Думе и Совете Федерации. Обговаривали, спорили, голосовали вроде бы за одни положения этого закона, а получили в готовом виде — другие. Местные поселения, по этому закону, настолько ав тономны и самостоятельны, что в каждой области самый что ни на есть парад сувере нитетов может получиться. Муниципальное образова ние принимает свой устав. В своем законе мы прописали обязательное положение о том, что уставы эти должны регистрироваться в област ных инстанциях и только тогда могут считаться дей ствующими. Новосибирск свой устав нигде не регистриро вал, а правовую норму о том, что глава местного само управления, всенародно из бранный, автоматически ста новится и председателем го родского Совета, решительно отстаивает в споре со своим новым депутатским корпусом. Такой же точки зрения придер живаются и некоторые мои коллеги, депутаты областно го Совета от новосибирских городских избирательных ок ругов. Потому, как мне кажется, высту пают против иной правовой нормы, пред полагаемой пока в законопроекте. В нем заложен принцип безусловного разделения в/іастей, а потому руководить предста вительным органом власти муниципально го образования должен, исходя из этого принципа, депутат, избранный председа телем большинством голосов его коллег, а не мэр, пусть и прошедший процедуру всенародного голосования. Вот и не «проходит» поэтому у нас третья глава, где пока обозначен этот принцип. А что, может, и не далек Виктор Кузнецов от истины? Может быть, весь сыр-бор из-за этих разногласий и возникает, тормозит со зревание столь важного и нужного закона? А коли так, то этот чрезмерно затянувшийся спор, как мне представляется, скорее, из области политических воззрений и амбиций депутатов. Хоть и решили они изначально, собравшись на свою первую сессию три с небольшим года назад, ни на какие поли тические фракции не делиться, от убежде ний своих бывает трудно спрятаться. А ведь сколько уже других, отнюдь не менее сложных законов областной Совет сумел разработать и отголосовать! Выбор ные процедуры расписаны для всех ступе ней и органов власти. Наделены законода тельно правами и обязанностями государ ственные служащие. Активно пополняется блок экономических, социальных, экологи ческих законов. И в них ведь единой главы ради, тоже, бывает, «ломаются копья». Так, постепенно и небезуспешно, осваи вается правотворческая наука. Как и чему научились депутаты, одолевая ее?.. Татьяна КИРШИНА. (Продолжение следует). Постановление главы администрации Новосибирской области № 250 от 30.04.97 г. «О предоставлении сезонной льготы по оплате проезда в пригородном железнодорожном сообщении» Во исполнение Указа Президента Рос сийской Федерации от 07.06.96 №819 «О государственной поддержке садово дов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядоче нию государственного регулирования цен (тарифов)» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Предложить управлению Западно- Сибирской железной дороги (Старостен- ко В. И.): 1.1. Предоставить на период с 01.05.97 по 01.10.97 сезонную льготу на приобре тение билетов в пригородном железнодо рожном сообщении на территории Ново сибирской области в размере 30 процен тов действующего тарифа для пассажи ров, не имеющих в соответствии с дей ствующим законодательством права на иные льготы по оплате проезда в приго родном железнодорожном сообщении. 1.2. Распространить действие указан ной льготы на пассажиров, приобретаю щих месячные и иные сезонные абоне ментные билеты на проезд в пригород ном железнодорожном сообщении. 2. Данное постановление опублико вать в газете «Советская Сибирь». 3. Контроль за выполнением настоя щего постановления возложить на замес тителя главы администрации области Алаферовского Ю. П. Глава администрации В. П. МУХА. , ч_____________________________________ У Решите тридцать первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва «Об образовании памятника природы областного значения» от 24.04.97 В связи с включением без согласова ния с землепользователем — заводом «Экран» — в границы памятника природы областного значения «Ботаническое лес ничество» земельных участков, выделен ных заводу на основании постановления администрации г. Новосибирска от 03.02.92 № 47-П для строительства кот теджей, а также производственно-хозяй ственной зоны Ботанического лесничес тва и учитывая несоответствие названия памятника природы его функциям, Ново сибирский областной Совет депутатов решил: 1. Решение 28-й сессии областного Совета депутатов от 18.12.96 «Об обра зовании памятника природы областного значения» признать утратившим силу. 2. Образовать памятник природы об ластного значения «Дендрологический парк» Ботанического лесничества Ново сибирского лесхоза Новосибирского уп равления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России на площади 128,8 га в границах согласно приложе ниям 1 и 2. 3. Администрации Новосибирской об ласти в соответствии со ст. 5 Закона Но восибирской области «Земли особо ох раняемых природных территорий и объ ектов Новосибирской области» и Типо вым положением о порядке и режиме использования земель памятников при роды областного значения Новосибир ской области принять решение об утвер ждении паспорта памятника природы, его охранных зон и положения о режиме памятника природы и его охранных зон. 4. Обратить внимание начальника Но восибирского управления лесами Феде ральной службы лесного хозяйства Ки риенко И. Ф. на неудовлетворительную подготовку документов к вопросу «Об об разовании памятника природы областно го значения». 5. Данное решение вступает в силу с момента опубликования. Председатель Совета ^ А. П. СЫЧЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2