Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18

веашти 8 МАЯ 1997 г . и Планов у Новосибирского областного Совета депу­ татов впереди еще громадье. А времени до окончания ^ полномочий нынешнего депутатского корпуса остает­ ся не так уж много: через семь с половиной месяиев пройдут выборы Совета нового, второго, созыва. Что удалось сделать за три с небольшим года депу­ татам Совета, впервые за историю государственного устройства России работающего над созданием собст­ венных. областных, законов, являясь по-прежнему и пред­ ставительным органом власти? Как совмещаются эти разные функции? Как распределяются обязанности и складываются взаимоотношения в депутатском корпу­ се? Как взаимодействует он с другой ветвью государ­ ственной власти области — исполнительной? Об этом мы и постараемся рассказать в публикациях, обозначен­ ных рубрикой «В коридорах власти». В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ чтобы «приблизить» государственную власть к сельскому населению области, ви­ тала в воздухе давно. Правда, несмотря на то что кворумным большинством этот закон прошел и уже действует, у него и сегодня немало оппонегітов. Споры возникают по той же, возможно, причине — отсутствует федеральный закон об органах государст­ венной власти в субъектах Федерации. Но жизнь-то не стоит на месте, требует опре­ деленных решений в конкретных ситуациях. Местное самоуправление хоть и провозгла­ шено одним из главных принципов россий­ ской Конституции, однако едва лишь «ста­ новится на ноги». Профессионалы-юристы, специализирующиеся в отрасли государст­ венного права, порой вообще высказывают «крамольную» мысль о том, что как бы не пришлось конституционные положения о местном самоуправлении чуть ли не заново переписывать. Пока же областные законодатели имеют те принципы, что имеют, и «рамочный» фе­ деральный закон об общих принципах мест­ ного самоуправления. Вольница, казалось бы, такое обстоятельство для депутатов об- ЕДИНОИ ГЛАВЫ РАДИ... Долго же решался спор, конституционны ли президентские указы, позволяющие прёд- ставительным органам власти регионов со­ хранять свои полномочия до конца 1997-го или начала 1998 года, коли иная дата вы­ боров в них до выхода этих указов еще не была назначена. И вот несколько дней назад Конституционный Суд России поставил в споре точку. Отвечая на запрос депутатов Госдумы, Суд вынес такой вердикт: Прези­ дент вправе был издавать подобные указы, поскольку федеральное законодательство на сей счет и до сих пор не имеет никаких правовых решений. Долго и решительно держался наш Но­ восибирский областной Совет, отстаивая свое право на принятое решение о назначении выборов на декабрь нынешнего года. Суды первой и второй инстанций (областной и Верховный), отклонение Президи­ умом Верховного Суда протеста Генеральной Прокуратуры — все, казалось, «играло» на четверых новосибирцев, судебным иском ос­ паривавших выборное решение облсовета. Суды общей юрисдик­ ции были на их стороне. Но Кон­ ституционный, как видим, пришел к другому решению. Не напрасно, выходит, держались. Не вдаваясь в тонкости право­ вого спора (и наша газета, и другие новосибирские СМИ писали об этом предостаточно), рискну на­ звать простой, житейский аргумент в защиту точки зрения областного Совета. Позиция здравого смысла подсказывала ему именно то ре­ шение, которое он принял и кото­ рое отстаивал в судах. Овладеть юридической азбукой государст­ венного строительства, научиться творить законы — дело очень муд­ реное, ответственное, требующее навыка, опыта, конкретных нара­ боток. Два года, по прошествии которых Совет мог бы передать свои пол­ номочия новому составу депутатов, — срок явно не достаточный. Почти каждый рожда­ емый закон подразумевает и требует раз­ вития его положений и норм в иных, пос­ ледующих правовых актах и документах. Оборви этот творческий процесс, что назы­ вается, на полуслове, и целый шлейф за­ конов «зависнет». Новым депутатам, считай, по новой почти ту же работу и пришлось бы делать. Вот так бы и «буксовали» об­ ластные законодатели, двигаясь по принци­ пу: шаг вперед, два назад. По собственным наблюдениям сужу: дис­ куссии по иным положениям некоторых за­ конов разгораются от сессии к сессии все жарче, все острее. Редко какой проект с одной попытки обсуждения проходит через сито этих дебатов: и с первого, и со второго чтений возвращаются они на доработку. Странно вроде бы, ведь опыта законотвор­ ческого депутаты со временем все больше набираются. Так вот потому-то, что мудреют депутаты, и «чистят» они каждый закон — по абзацу, статье и главе — все дотошнее и тщательнее. Каждое предложение, а вер­ нее, принцип, заложенный в нем, выверя­ ется коллективно. И если принципы расхо­ дятся, не стыкуются, «рассыпается» и закон, яркий пример тому законопроект о местном самоуправлении. Самым «невезучим» он оказался, хотя депутаты приступили к его разработке чуть ли не с самого начала своей деятельности, летом 1994 года, спус­ тя три месяца с момента выборов. Но на­ чинать, в буквальном смысле, пришлось, конечно, с иного и, попросту говоря, с нуля. Первую свою, апрельскую, сессию 94-го не знали даже кому и открывать. В конце концов решили доверить спикерское кресло председателю бывшего областного Совета народных депутатов Анатолию Сычеву. Потом это положение зафиксировали в рег­ ламенте — первом правовом документе ны­ нешнего облсовета. Сычева вновь избрали его председате­ лем, роль спикера за ним так и осталась. — Тогда, в конце 1993-го — начале 1994 года, в стране произошли серьезные изменения политического и экономическо­ го курса, — рассказывает Анатолий Сычев. — Изменилась — по форме и по содержа­ нию — и государственная власть. Со всей очевидностью выросла проблема — преж­ няя законодательная база, которая су­ ществовала в СССР и РСФСР, если и могла использоваться, то лишь частично, в оперативном порядке требовалось на­ рабатывать новые российские законы и, Слушается очередной законопроект. Фото Виталия МИХАЙЛОВА. исходя из них, создавать собственную пра­ вовую базу в каждом субъекте Федерации, поскольку их представительные органы были наделены новыми, законотворчески­ ми, полномочиями. Но они-то как раз были прописаны лишь в «старом» законе о кра­ евом, областном Совете, краевой и об­ ластной администрации. Закона, который бы регламентировал их деятельность в теперешних российских ус­ ловиях, уже очень долго ждут — и дождутся ли до новых выборов? — нынешние депу­ таты. Выстраивать государственную власть каждому краю и области приходится у себя во многом самостоятельно. Поэтому следом за регламентом област­ ному Совету пришлось разрабатывать и принимать еще один «свой» закон — об обеспечении депутатской деятельности. Потом решали дилемму: или сразу бросить все силы на создание Устава области, или постепенно принимать один закон за другим, положения которых вписывались бы логично в нормы Устава? Выбрали последнее, хотя работа над созданием Устава так и шла, параллельно со всеми другими законами. Так вышло, что обсуждали Устав с одним губернатором — Иваном Индинком, а при­ нимали уже с другим — Виталием Мухой. К счастью, войны властей в нашей области не было и нет, так что процесс смены ее руководства в одной ветви прошел практи­ чески безболезненно для другой, за исклю­ чением разве только некоторых нюансов, но об этом разговор пойдет в других пуб­ ликациях. Приход к власти Виталия Мухи совпал с еще одним моментом правотворческой деятельности областного Совета: разработ­ кой законопроекта о территориальных ор­ ганах государственной власти. Новый губер­ натор, надо сказать, процесс этот даже не­ сколько ускорил, хотя к законопроекту де­ путаты тогда уже подошли, мысль о том, ластного Совета: твори, выдумывай в пра­ вовом поле федерального закона, не выходя лишь за его «рамки». Но так ведь россий­ ские губернии — каждая по своим особым законам — станут жить? Задала этот вопрос председателю комитета по законодательст­ ву облсовета Виктору Кузнецову и получила утвердительный ответ. — С этим законом вообще произошли какие-то странные метаморфозы, — рас­ сказывает Кузнецов. — Анатолию Павло­ вичу Сычеву и мне доводилось участво­ вать в парламентских слушаниях по об­ суждению его в Думе и Совете Федерации. Обговаривали, спорили, голосовали вроде бы за одни положения этого закона, а получили в готовом виде — другие. Местные поселения, по этому закону, настолько ав­ тономны и самостоятельны, что в каждой области самый что ни на есть парад сувере­ нитетов может получиться. Муниципальное образова­ ние принимает свой устав. В своем законе мы прописали обязательное положение о том, что уставы эти должны регистрироваться в област­ ных инстанциях и только тогда могут считаться дей­ ствующими. Новосибирск свой устав нигде не регистриро­ вал, а правовую норму о том, что глава местного само­ управления, всенародно из­ бранный, автоматически ста­ новится и председателем го­ родского Совета, решительно отстаивает в споре со своим новым депутатским корпусом. Такой же точки зрения придер­ живаются и некоторые мои коллеги, депутаты областно­ го Совета от новосибирских городских избирательных ок­ ругов. Потому, как мне кажется, высту­ пают против иной правовой нормы, пред­ полагаемой пока в законопроекте. В нем заложен принцип безусловного разделения в/іастей, а потому руководить предста­ вительным органом власти муниципально­ го образования должен, исходя из этого принципа, депутат, избранный председа­ телем большинством голосов его коллег, а не мэр, пусть и прошедший процедуру всенародного голосования. Вот и не «проходит» поэтому у нас третья глава, где пока обозначен этот принцип. А что, может, и не далек Виктор Кузнецов от истины? Может быть, весь сыр-бор из-за этих разногласий и возникает, тормозит со­ зревание столь важного и нужного закона? А коли так, то этот чрезмерно затянувшийся спор, как мне представляется, скорее, из области политических воззрений и амбиций депутатов. Хоть и решили они изначально, собравшись на свою первую сессию три с небольшим года назад, ни на какие поли­ тические фракции не делиться, от убежде­ ний своих бывает трудно спрятаться. А ведь сколько уже других, отнюдь не менее сложных законов областной Совет сумел разработать и отголосовать! Выбор­ ные процедуры расписаны для всех ступе­ ней и органов власти. Наделены законода­ тельно правами и обязанностями государ­ ственные служащие. Активно пополняется блок экономических, социальных, экологи­ ческих законов. И в них ведь единой главы ради, тоже, бывает, «ломаются копья». Так, постепенно и небезуспешно, осваи­ вается правотворческая наука. Как и чему научились депутаты, одолевая ее?.. Татьяна КИРШИНА. (Продолжение следует). Постановление главы администрации Новосибирской области № 250 от 30.04.97 г. «О предоставлении сезонной льготы по оплате проезда в пригородном железнодорожном сообщении» Во исполнение Указа Президента Рос­ сийской Федерации от 07.06.96 №819 «О государственной поддержке садово­ дов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядоче­ нию государственного регулирования цен (тарифов)» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Предложить управлению Западно- Сибирской железной дороги (Старостен- ко В. И.): 1.1. Предоставить на период с 01.05.97 по 01.10.97 сезонную льготу на приобре­ тение билетов в пригородном железнодо­ рожном сообщении на территории Ново­ сибирской области в размере 30 процен­ тов действующего тарифа для пассажи­ ров, не имеющих в соответствии с дей­ ствующим законодательством права на иные льготы по оплате проезда в приго­ родном железнодорожном сообщении. 1.2. Распространить действие указан­ ной льготы на пассажиров, приобретаю­ щих месячные и иные сезонные абоне­ ментные билеты на проезд в пригород­ ном железнодорожном сообщении. 2. Данное постановление опублико­ вать в газете «Советская Сибирь». 3. Контроль за выполнением настоя­ щего постановления возложить на замес­ тителя главы администрации области Алаферовского Ю. П. Глава администрации В. П. МУХА. , ч_____________________________________ У Решите тридцать первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва «Об образовании памятника природы областного значения» от 24.04.97 В связи с включением без согласова­ ния с землепользователем — заводом «Экран» — в границы памятника природы областного значения «Ботаническое лес­ ничество» земельных участков, выделен­ ных заводу на основании постановления администрации г. Новосибирска от 03.02.92 № 47-П для строительства кот­ теджей, а также производственно-хозяй­ ственной зоны Ботанического лесничес­ тва и учитывая несоответствие названия памятника природы его функциям, Ново­ сибирский областной Совет депутатов решил: 1. Решение 28-й сессии областного Совета депутатов от 18.12.96 «Об обра­ зовании памятника природы областного значения» признать утратившим силу. 2. Образовать памятник природы об­ ластного значения «Дендрологический парк» Ботанического лесничества Ново­ сибирского лесхоза Новосибирского уп­ равления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России на площади 128,8 га в границах согласно приложе­ ниям 1 и 2. 3. Администрации Новосибирской об­ ласти в соответствии со ст. 5 Закона Но­ восибирской области «Земли особо ох­ раняемых природных территорий и объ­ ектов Новосибирской области» и Типо­ вым положением о порядке и режиме использования земель памятников при­ роды областного значения Новосибир­ ской области принять решение об утвер­ ждении паспорта памятника природы, его охранных зон и положения о режиме памятника природы и его охранных зон. 4. Обратить внимание начальника Но­ восибирского управления лесами Феде­ ральной службы лесного хозяйства Ки­ риенко И. Ф. на неудовлетворительную подготовку документов к вопросу «Об об­ разовании памятника природы областно­ го значения». 5. Данное решение вступает в силу с момента опубликования. Председатель Совета ^ А. П. СЫЧЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2