Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18
ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ :'А ’ * j ЦИРКОВЫЕ ДИНАСТИИ СКОЛЬКО БЫ ЛЕТ НИ ПРОШЛО... Р і азвлечений в послевоенном Новосибир ске было немного — кино да цирк. Ко нечно, я бы слукавил, заявив, что хорошо помню июльский денек, когда десятилетним пацаном отправился в цирк. И, безусловно бы, приврал, если бы утверждал, что помню и цирковые номера, и артистов. А вот ведь пришлось вспомнить через полвека. Виной тому общая потрепанная тетрадка, в которой вел свои записки выдающийся артист совет ского цирка Андрей Симадо. Как ни крути — советского. И потому, что впервые вышел в манеж вместе с родителями в 24-м году, и потому, что в 43-м стал победителем Пер вого всесоюзного конкурса цирковых артис тов, и потому, что завершил свои выступ ления заслуженным артистом РСФСР. Итак, старая тетрадь. Показал мне ее племянник Андрея Симадо — заслуженный артист России Исмар Масляное. Первая за пись сделана 11 января 1926 года. Столби ком — названия номеров и имена артистов. Какие имена! Дуровы, Манжелли, Филатовы, Донато, Жанто, Корниловы... Что толку их перечислять — лучше посмотреть цирковую энциклопедию. Так вот, есть в этой тетрадочке такая запись: 4 мая 1947 года. Сталинск. 17 мая первый раз на вечернем представлении первая гастроль Мити Маслянова. Моего собеседника. Было ему тогда неполных шесть лет. Следующая запись: июль 1947 года. Но восибирск. Вот тут-то и вспомнились цир ковые события полувековой давности. За драв*-олову, высунув язык от восторга, смот рел я, как геройствует на семиметровом перше малолетний циркач. Это был знаме нитый «Трюк Симадо», вошедший в анналы не только советского, но и мирового цирка. «Эквилибр на двойном канате» (так на зывался номер Симадо) был и сложен, и эффектен, заставлял не только замирать сердца зрителей, но и растапливал эти серд ца. 1958 год. Белград. Отношения СССР с Югославией еще не достаточно потеплели, однако гастроли советского цирка уже со стоялись. Далее рассказывает Исмар Мас ляное: «Мы работали в огромном, на шесть тысяч мест, шапито. Зрители — солдаты белградского гарнизона. Как мы потом по няли, они получили строгий приказ — не реагировать, не аплодировать. Но поняли-то потом. А сначала кошмар: работают слож нейшие номера — ни хлопка. Наши артистки плакали в гримерной. Мы начали и закончили номер в гробовой тишине. Но спустя мгно вение после финального трюка — шквал аплодисментов. Цирк ходил ходуном. Нас не хотели отпускать с манежа. Забыли о приказе. Такая вот политика». Почти двадцать лет номер Симадо пора жал мир. В последние десятилетия цирковые артисты завоевали немало наград на пре стижных фестивалях в Париже, Монте- Карло. В былые же времена награды и звания родной страны не всегда, мягко говоря, соответствовали творческому по тенциалу артиста. Не буду про «гамбург ский счет», но есть в российском цирке самая высокая, самая престижная, не го сударственная награда — «Золотой жетон Акима Никитина», одного из брать ев Никитиных, основателей первых рос сийских стационарных цирков. Жетоном были отмечены тридцать три исполните ля выдающихся номеров и трюков. Ни колай Ольховиков, Нина Логачева, Эмиль Кио, Валентин Филатов, Александр Кор нилов... Элитные цирковые имена. И среди них равные среди равных — Анд рей Симадо и Исмар Маслянов-младший. В номере работал и отец Исмара, и мать — сестра Андрея. Забегая вперед, скажу — есть в семье Масляновых еще один никитинский жетон. Жена Исмара — Нонна Запашная — получила его, невзирая на юный воз раст, за исполнение «тройного сальто с четырех рук на руки». Старая тетрадка — документ времени. Бесхитростные строчки порой трагичны. Магнитогорск. 7 августа 1941 года. Взяли отца. Отец Андрея, Владимира и Веры Симадо, дед Исмара Маслянова, погиб в сталинских лагерях. Старая тетрадка — творческая гео графия и биография семьи Симадо, семьи Масляновых. Многое в нашей жизни кажется случайным, игрой прихоти. Так или иначе, Исмар Масляное отмечает свой пол увековой творческий юбилей в Сибири. Там, где начинал. Эквилибрист, акробат-вольти- жер, жонглер, дрессировщик — он не нуж дается в громких эпитетах. Все, что он де лает, сделано, как говорят в цирке, «на сли вочном масле». Не скажу, что мои года — мое богатство, но возраст, безусловно, имеет свое преиму щество. Так уж случилось, что я видел все, что демонстрировал Масляное в манеже. На местном телевидении достаточно долго су ществовала цирковая передача. Мне дове лось быть ее автором и ведущим. В 73-м году во время гастролей Мстислава Запаш ного в Новосибирске, мы рассказывали о цирковом семействе Запашных. Работали они тогда воздушный полет «К звездам» и номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях». На лошадях являли свое искусство Исмар и Нонна, но уже не Запашная, а Маслянова. Семейственность всегда процветала в цирке. Но это тот самый случай, когда она не осуждается, а приветствуется. Цирковые дети, рожденные «в опилках», с малых лет колготятся в манеже вместе с родителями. И многое умеют. В цирке самое лестное определение — труженик. У Масляновых это в крови. В свое время Маслянов-старший помог сыну советом и делом создать соль ный номер «Игра с мячами». Это была юве лирная работа, отличающаяся от прочих «лица не общим выраженьем». В новой про грамме «Игру с мячами» демонстрирует сын Исмара — Максим. Нужно ли говорить, кто помог создать красивый, артистичный номер! Но главное — работа Максима не «калька» с отцовской работы. Он нашел свое «выраженье». Масляновы доминируют в новой програм ме. Хорош, ярок и зрелищен их номер «Кошки, южнорусские овчарки — наездники на лошадях». Естественность и элегант ность, изящество и женственность, риск и эксцентричность — вот далеко не полный перечень черт, присущих дрессировщикам Масляновым. Однако не будем забывать о юбилее. Пятьдесят лет в манеже — это серьезно. Эквилибрист — человек, сохраняющий рав новесие в самых невероятных положениях. Этот цирковой жанр дает простор для сотни решений. Исмар Масляное ни в жизни, ни в манеже никогда не терял равновесия, при нимал правильные решения всегда. Дай Бой юбиляру здоровья и творческих успехов! После Андрея Симадо записи в старой тетрадке продолжил Исмар Масляное. И пусть эти записи продлятся рукой его детей и внуков, продолжателей дела цирковой семьи Симадо-Масляновых. Сколько бы лет ни прошло. К. ИВАНОВ. Фото из архива Исмара МАСЛЯНОВА. Вяжите, девочки, вяжите! ную кожаную куртку. Остается только удивляться изобретатель ности мастеров кулис. Добродушную веселую атмо сферу праздника, как всегда умело, поддерживал Виктор Булан- кин. И невольно захотелось при вести строки, начертанные в по рыве вдохновения одной из пре тенденток: Ах, если бы Адаму Ева Вязала топик с увлеченьем! То змий не искусил бы деву, То Бог не впал бы в удрученье: Людей безгрешно размножая, Их помещал бы в райский сад. ки с инициалами и, скинув пальто и шляпки (производство все то же), продемонстрировала свитера, ру башки, блузки и костюмы. Что и помогло автору (без всяких сомне ний) получить первое место. На этот раз на подиуме рабо тала только прелестная топ-мо дель Марина Соколова (на фото справа). Костюмы маминой работы — от лихого «Фиг догонишь» до элегантного «Я — маленькая леди» — принесли семейству На- хаевых-Соколовых приз зритель ских симпатий и красивую импор тную пряжу. Работай, мама! А сын, начинающий актер Илья Соколов, опять не пришел. Правда, это не мешает ему носить одежду «от На- хаевой». Ибо таковая вне конкурса. Два года подряд уверенно по казывается заслуженная артистка России, прима музкомедии Алек сандра Ладыженская. Формулиров ка «За элегантность» принадлежит ей не случайно. А солистка этого же театра Вера Алферова убедила взыскательное жюри от центра «Бурда» отдать ей за деловой кос тюм и концертное платье главный приз в номинации «Женская одеж да» — фирменный утюг. Солистки, они, похоже, во всем солистки. Невероятное количество вы шивки представила концертмейс тер «Глобуса» Людмила Корнюш. Люся вышивает прямо в троллей бусах и трамваях — чтобы время не уходило впустую при долгом- долгом транспортном путешествии из дома на работу. Так появляются украшения не только на блузках и юбках, но и на кухонных полотен цах и скатертях. Вообще в конкурсе приняли участие около 30 очаровательных женщин-рукодельниц. И в работе каждой была своя прелесть. С удо вольствием вяжет крючком актриса «Красного факела», заслуженная артистка России Маргарита Фила това, а в вязании на спицах в этом году блеснула актриса «Глобуса» Марина Александрова. Балерина Елена Петерсон делает прелест ных маленьких жучков и бабочек для украшения стен своей кухни, а танцовщик Владимир Буненков (единственный мужчина, приняв ший участие в конкурсе), распоров несколько пар сапог, сшил отлич Татьяна АФАНАСЬЕВА. Фото Виталия МИХАЙЛОВА. Ах, тот, кто полагает, что ак трисы ветрены и легкомысленны, глубоко ошибается. Процент «ба бочек-однодневок» в этой среде ничуть не больше, чем в любой другой. В большинстве своем ак трисы хозяйственны и рачительны, заботливы и умелы, а продукцией своих чудесных ручек способны удивить кого угодно. Уже второй год подряд женский клуб Дома актера «Сердце краса вицы» проводит конкурс «Для уме лой руки все работы легки». Коро левы сцены предстают здесь в ипостаси швей и вязальщиц, юве лиров и вышивальщиц. Они тачают тапочки, мастерят настенные панно и сувениры, плетут коврики. В общем, чего не сделаешь из любви к рукоделию (а также в ус ловиях жесткой экономии домаш него бюджета)! Широко известна в театральных кругах мастерица Ирина Нахаева, заслуженная артистка России из театра «Глобус». В прошлом году она привела на конкурс всю свою семью (не пришел только сын), полностью одетую и обвязанную. Семья (бабушка, сама Ирина, ее муж, актер Владимир Соколов, и дочка Маринка) уселась вокруг стола, покрытого изящной кружев ной скатертью (разумеется, Ири ной работы), взяла в руки салфет- Актриса хора театра музыкальной комедии Рэна ТИХОНОВА и ее дочь Рэна-младшая поразили экзотикой: халатами-кимоно. И вся история людская Пошла бы без провалов в ад. Но прародительница Ева Нас всех на муки обрекла, А потому, что не умела Связать и пятки для носка. Призыву внять не откажите — Ведь поучителен исток... Вяжите, девочки, вяжите! Хотя бы фиговый листок...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2