Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18

ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ :'А ’ * j ЦИРКОВЫЕ ДИНАСТИИ СКОЛЬКО БЫ ЛЕТ НИ ПРОШЛО... Р і азвлечений в послевоенном Новосибир­ ске было немного — кино да цирк. Ко­ нечно, я бы слукавил, заявив, что хорошо помню июльский денек, когда десятилетним пацаном отправился в цирк. И, безусловно бы, приврал, если бы утверждал, что помню и цирковые номера, и артистов. А вот ведь пришлось вспомнить через полвека. Виной тому общая потрепанная тетрадка, в которой вел свои записки выдающийся артист совет­ ского цирка Андрей Симадо. Как ни крути — советского. И потому, что впервые вышел в манеж вместе с родителями в 24-м году, и потому, что в 43-м стал победителем Пер­ вого всесоюзного конкурса цирковых артис­ тов, и потому, что завершил свои выступ­ ления заслуженным артистом РСФСР. Итак, старая тетрадь. Показал мне ее племянник Андрея Симадо — заслуженный артист России Исмар Масляное. Первая за­ пись сделана 11 января 1926 года. Столби­ ком — названия номеров и имена артистов. Какие имена! Дуровы, Манжелли, Филатовы, Донато, Жанто, Корниловы... Что толку их перечислять — лучше посмотреть цирковую энциклопедию. Так вот, есть в этой тетрадочке такая запись: 4 мая 1947 года. Сталинск. 17 мая первый раз на вечернем представлении первая гастроль Мити Маслянова. Моего собеседника. Было ему тогда неполных шесть лет. Следующая запись: июль 1947 года. Но­ восибирск. Вот тут-то и вспомнились цир­ ковые события полувековой давности. За­ драв*-олову, высунув язык от восторга, смот­ рел я, как геройствует на семиметровом перше малолетний циркач. Это был знаме­ нитый «Трюк Симадо», вошедший в анналы не только советского, но и мирового цирка. «Эквилибр на двойном канате» (так на­ зывался номер Симадо) был и сложен, и эффектен, заставлял не только замирать сердца зрителей, но и растапливал эти серд­ ца. 1958 год. Белград. Отношения СССР с Югославией еще не достаточно потеплели, однако гастроли советского цирка уже со­ стоялись. Далее рассказывает Исмар Мас­ ляное: «Мы работали в огромном, на шесть тысяч мест, шапито. Зрители — солдаты белградского гарнизона. Как мы потом по­ няли, они получили строгий приказ — не реагировать, не аплодировать. Но поняли-то потом. А сначала кошмар: работают слож­ нейшие номера — ни хлопка. Наши артистки плакали в гримерной. Мы начали и закончили номер в гробовой тишине. Но спустя мгно­ вение после финального трюка — шквал аплодисментов. Цирк ходил ходуном. Нас не хотели отпускать с манежа. Забыли о приказе. Такая вот политика». Почти двадцать лет номер Симадо пора­ жал мир. В последние десятилетия цирковые артисты завоевали немало наград на пре­ стижных фестивалях в Париже, Монте- Карло. В былые же времена награды и звания родной страны не всегда, мягко говоря, соответствовали творческому по­ тенциалу артиста. Не буду про «гамбург­ ский счет», но есть в российском цирке самая высокая, самая престижная, не го­ сударственная награда — «Золотой жетон Акима Никитина», одного из брать­ ев Никитиных, основателей первых рос­ сийских стационарных цирков. Жетоном были отмечены тридцать три исполните­ ля выдающихся номеров и трюков. Ни­ колай Ольховиков, Нина Логачева, Эмиль Кио, Валентин Филатов, Александр Кор­ нилов... Элитные цирковые имена. И среди них равные среди равных — Анд­ рей Симадо и Исмар Маслянов-младший. В номере работал и отец Исмара, и мать — сестра Андрея. Забегая вперед, скажу — есть в семье Масляновых еще один никитинский жетон. Жена Исмара — Нонна Запашная — получила его, невзирая на юный воз­ раст, за исполнение «тройного сальто с четырех рук на руки». Старая тетрадка — документ времени. Бесхитростные строчки порой трагичны. Магнитогорск. 7 августа 1941 года. Взяли отца. Отец Андрея, Владимира и Веры Симадо, дед Исмара Маслянова, погиб в сталинских лагерях. Старая тетрадка — творческая гео­ графия и биография семьи Симадо, семьи Масляновых. Многое в нашей жизни кажется случайным, игрой прихоти. Так или иначе, Исмар Масляное отмечает свой пол­ увековой творческий юбилей в Сибири. Там, где начинал. Эквилибрист, акробат-вольти- жер, жонглер, дрессировщик — он не нуж­ дается в громких эпитетах. Все, что он де­ лает, сделано, как говорят в цирке, «на сли­ вочном масле». Не скажу, что мои года — мое богатство, но возраст, безусловно, имеет свое преиму­ щество. Так уж случилось, что я видел все, что демонстрировал Масляное в манеже. На местном телевидении достаточно долго су­ ществовала цирковая передача. Мне дове­ лось быть ее автором и ведущим. В 73-м году во время гастролей Мстислава Запаш­ ного в Новосибирске, мы рассказывали о цирковом семействе Запашных. Работали они тогда воздушный полет «К звездам» и номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях». На лошадях являли свое искусство Исмар и Нонна, но уже не Запашная, а Маслянова. Семейственность всегда процветала в цирке. Но это тот самый случай, когда она не осуждается, а приветствуется. Цирковые дети, рожденные «в опилках», с малых лет колготятся в манеже вместе с родителями. И многое умеют. В цирке самое лестное определение — труженик. У Масляновых это в крови. В свое время Маслянов-старший помог сыну советом и делом создать соль­ ный номер «Игра с мячами». Это была юве­ лирная работа, отличающаяся от прочих «лица не общим выраженьем». В новой про­ грамме «Игру с мячами» демонстрирует сын Исмара — Максим. Нужно ли говорить, кто помог создать красивый, артистичный номер! Но главное — работа Максима не «калька» с отцовской работы. Он нашел свое «выраженье». Масляновы доминируют в новой програм­ ме. Хорош, ярок и зрелищен их номер «Кошки, южнорусские овчарки — наездники на лошадях». Естественность и элегант­ ность, изящество и женственность, риск и эксцентричность — вот далеко не полный перечень черт, присущих дрессировщикам Масляновым. Однако не будем забывать о юбилее. Пятьдесят лет в манеже — это серьезно. Эквилибрист — человек, сохраняющий рав­ новесие в самых невероятных положениях. Этот цирковой жанр дает простор для сотни решений. Исмар Масляное ни в жизни, ни в манеже никогда не терял равновесия, при­ нимал правильные решения всегда. Дай Бой юбиляру здоровья и творческих успехов! После Андрея Симадо записи в старой тетрадке продолжил Исмар Масляное. И пусть эти записи продлятся рукой его детей и внуков, продолжателей дела цирковой семьи Симадо-Масляновых. Сколько бы лет ни прошло. К. ИВАНОВ. Фото из архива Исмара МАСЛЯНОВА. Вяжите, девочки, вяжите! ную кожаную куртку. Остается только удивляться изобретатель­ ности мастеров кулис. Добродушную веселую атмо­ сферу праздника, как всегда умело, поддерживал Виктор Булан- кин. И невольно захотелось при­ вести строки, начертанные в по­ рыве вдохновения одной из пре­ тенденток: Ах, если бы Адаму Ева Вязала топик с увлеченьем! То змий не искусил бы деву, То Бог не впал бы в удрученье: Людей безгрешно размножая, Их помещал бы в райский сад. ки с инициалами и, скинув пальто и шляпки (производство все то же), продемонстрировала свитера, ру­ башки, блузки и костюмы. Что и помогло автору (без всяких сомне­ ний) получить первое место. На этот раз на подиуме рабо­ тала только прелестная топ-мо­ дель Марина Соколова (на фото справа). Костюмы маминой работы — от лихого «Фиг догонишь» до элегантного «Я — маленькая леди» — принесли семейству На- хаевых-Соколовых приз зритель­ ских симпатий и красивую импор­ тную пряжу. Работай, мама! А сын, начинающий актер Илья Соколов, опять не пришел. Правда, это не мешает ему носить одежду «от На- хаевой». Ибо таковая вне конкурса. Два года подряд уверенно по­ казывается заслуженная артистка России, прима музкомедии Алек­ сандра Ладыженская. Формулиров­ ка «За элегантность» принадлежит ей не случайно. А солистка этого же театра Вера Алферова убедила взыскательное жюри от центра «Бурда» отдать ей за деловой кос­ тюм и концертное платье главный приз в номинации «Женская одеж­ да» — фирменный утюг. Солистки, они, похоже, во всем солистки. Невероятное количество вы­ шивки представила концертмейс­ тер «Глобуса» Людмила Корнюш. Люся вышивает прямо в троллей­ бусах и трамваях — чтобы время не уходило впустую при долгом- долгом транспортном путешествии из дома на работу. Так появляются украшения не только на блузках и юбках, но и на кухонных полотен­ цах и скатертях. Вообще в конкурсе приняли участие около 30 очаровательных женщин-рукодельниц. И в работе каждой была своя прелесть. С удо­ вольствием вяжет крючком актриса «Красного факела», заслуженная артистка России Маргарита Фила­ това, а в вязании на спицах в этом году блеснула актриса «Глобуса» Марина Александрова. Балерина Елена Петерсон делает прелест­ ных маленьких жучков и бабочек для украшения стен своей кухни, а танцовщик Владимир Буненков (единственный мужчина, приняв­ ший участие в конкурсе), распоров несколько пар сапог, сшил отлич­ Татьяна АФАНАСЬЕВА. Фото Виталия МИХАЙЛОВА. Ах, тот, кто полагает, что ак­ трисы ветрены и легкомысленны, глубоко ошибается. Процент «ба­ бочек-однодневок» в этой среде ничуть не больше, чем в любой другой. В большинстве своем ак­ трисы хозяйственны и рачительны, заботливы и умелы, а продукцией своих чудесных ручек способны удивить кого угодно. Уже второй год подряд женский клуб Дома актера «Сердце краса­ вицы» проводит конкурс «Для уме­ лой руки все работы легки». Коро­ левы сцены предстают здесь в ипостаси швей и вязальщиц, юве­ лиров и вышивальщиц. Они тачают тапочки, мастерят настенные панно и сувениры, плетут коврики. В общем, чего не сделаешь из любви к рукоделию (а также в ус­ ловиях жесткой экономии домаш­ него бюджета)! Широко известна в театральных кругах мастерица Ирина Нахаева, заслуженная артистка России из театра «Глобус». В прошлом году она привела на конкурс всю свою семью (не пришел только сын), полностью одетую и обвязанную. Семья (бабушка, сама Ирина, ее муж, актер Владимир Соколов, и дочка Маринка) уселась вокруг стола, покрытого изящной кружев­ ной скатертью (разумеется, Ири­ ной работы), взяла в руки салфет- Актриса хора театра музыкальной комедии Рэна ТИХОНОВА и ее дочь Рэна-младшая поразили экзотикой: халатами-кимоно. И вся история людская Пошла бы без провалов в ад. Но прародительница Ева Нас всех на муки обрекла, А потому, что не умела Связать и пятки для носка. Призыву внять не откажите — Ведь поучителен исток... Вяжите, девочки, вяжите! Хотя бы фиговый листок...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2