Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18

вёаштн 8 МАЯ 1997 Г 19 ВЫБОРЫ -97 . НА ПОДСТУПАХ К ТЕМЕ — Несмотря на то что в не­ которых учебных заведениях были введены специальные дисциплины по формированию имиджа политика, складывается впечатление, что на практике этим делом занимаются все кому не лень. — Не совсем так. С 89-го года у нас в Новосибирске прошли че­ тыре большие избирательные кам­ пании, однако только в 95-м году на этом стали пытаться зараба­ тывать деньги. Тогда и появилось такое понятие, как имиджмейкер- ство. На сегодня существуют три типа людей, имеющих отношение к этой деятельности. Первый тип: это сами политики — те, кто не только имел опыт участия в изби­ рательных кампаниях, но и сам выдвигал свою кандидатуру в какие-либо органы власти. Одна­ ко, имея твердые убеждения, эти люди оказывают свои услуги весь­ ма ограниченному кругу лиц. Ко второму типу относятся пси­ хологи, журналисты и деятели от рекламного бизнеса. Честно гово­ ря, не могу вспомнить ни одной удачной кампании, проведенной рекламщиками. Реклама товара и реклама кандидата все-таки раз­ ные вещи. Во время избирательных кам­ паний штаб-квартиры кандидатов атакуют толпы молодых людей, размахивающих документами об окончании спецкурсов. Как прави­ ло, последние не имеют никакого опыта в этих делах, но на все сто уверены в своих силах. На эту удочку легко попадаются некото­ рые наши политики, о чем яотом сильно сожалеют. Так, во время кампании 96-го года ходил слух об одной ученой даме, которой за разработку плана избирательной кампании было заплачено 150 млн. руб. План этот в жизнь пре­ творен никогда не был. — Но ведь не всегда можно судить о способностях имидж­ мейкера по результатам изби­ рательной кампании. Бывают «благодарные кандидатуры»... — И такие, о ком можно сказать словами поэта: «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить беге­ мота». Таких безликих кандидатов у нас, к сожалению, большинство, и сказать о них миру особо нечего. Да и сами они, опасаясь произ­ вести плохое впечатпение, не дают ни малейшего повода для высказываний о себе. Другой случай, когда за чело­ веком тянется такой шлейф... Вспомним выборы губернатора, поражение И. И. Индинка. Появи­ лась даже такая новая «профес­ сия», как «фязекопатели». Ярчай­ ший пример — Илья Константи­ нов. К тому же много ошибок было допущено во время самой изби­ рательной кампании. Раздражаю­ щее количество роликов на теле­ видении, дорогостоящие реклам­ ные щиты, вызывающие у народа ассоциации с культом личности. На один из плакатов — И. И., си­ дящий на стуле с поднятым вверх пальцем и надписью «Хочу, могу и буду» — конкурирующая фирма изготовила такую, например, па­ родию. В центре плаката — пыш­ нотелая колхозница и недвусмыс­ ленная надпись: «Хочу, могу и буду». В отличие от И. И. с пос­ ледней все ясно. Примером «благодарной канди­ датуры» может служить Виктор То- локонский. Его избирательная кам­ пания обошлась в копейки, и за­ слуга имиджмейкеров здесь мини­ мальная. В народе прочно укоре­ нился образ скромного, интелли­ гентного труженика, который не имеет любимчиков и не обнима­ ется у всех на виду с личностями одиозными. — Кстати, во время кампании Толоконского, как мне помнит­ ся, по телевидению не прошел ни один ролик. — Очень правильный ход. Мно­ гие имиджмейкеры, однако, этого не понимают и перебарщивают с видеоклипами. У народа же сразу складывается впечатление, что у зимой любит ездить в тропические страны, а Горбачева сравнил с Иисусом Христом.. Стариков во время своей предвыборной кам­ пании в Госдуму в 1993 году на­ звал Ельцина отработанным ма­ териалом, а через шесть месяцев вступил в «Демократический выбор России». Иногда для получения ценной информации в стан противника за­ сылается журналист. Часть ин- наклеены в метропопитене, и сры­ вать их довольно рискованно. Некоторые команды издают листовки как бы от имени своих противников, когда те ни сном ни духом об этом не подозревают. Встречаются и случаи откровен­ ных провокаций. В штаб-квартиру противника засылаются якобы его сторонники, которые собирают фальшивые подписи. Таким обра­ зом в 95-м году была сорвана из­ бирательная кампания Глеба Яку­ нина в Госдуму, а в 94-м году — Не так страшен кандидат, как его малюет имиджмейкер В отличие от западных образ наших новосибирских политиков до сих пор ос­ тается по-мандельштамовски «мучитель­ ным и зыбким». Отсюда и весьма своеоб­ разный характер такой профессии, как имиджмейкер (в переводе с английского — «образоделатель»), В двух словах, тако­ выми у нас считаются сегодня те, кто занимается предвыборными кампаниями кандидатов в депутаты. По разным политическим соображениям многие представители этого клана пред­ почитают не афишировать себя. Вот и мой собеседник — один из наиболее серь­ езных и, можно сказать, профессиональ­ ных новосибирских имиджмейкеров, — лю­ безно согласившись дать интервью, по­ желал остаться при этом инкогнито. . этого кандидата денег завались, а толковой информации за 15 се­ кунд практически не бывает. Со­ гласитесь, что такая фраза, как «честь и порядок», — не основа­ ние для выбора. Хотя, с другой стороны, когда кандидат баллоти­ руется впервые, важно, чтобы уз­ нали хотя бы фамилию. Лично я, например, в закон о выборах внес бы запрет на теле­ ролики и разрешил только теле­ дебаты или выступления в прямом эфире, чтобы избиратели видели своих кандидатов до того, как они их изберут. Что касается телероликов, то наиболее эффективны те из них, в которых избирателю сообщается какая-то важная информация о кандидате. Например, во время избирательной кампании на пост губернатора те, кто занимался с Мухой, могли бы сделать клип, в котором напомнили народу эпи­ зод, когда в 93-м году Виталий Петрович выступил против Ельци­ на, за что и был снят со своего поста. Но здесь нужно быть осторож­ нее. Липицкий, например, здорово «зклетел» со своей идеей насчет переноса столицы. — Что тут же было исполь­ зовано его противником? — Конечно. Ведь максимум не­ гативной информации дает о себе сам кандидат, и все это отслежи­ вается, чтобы в подходящий мо­ мент нанести мощный удар. В хорошей команде существует специальная служба информации, которая и занимается этим делом: просматривает материалы в газе­ тах, ходит на выступления своих противников и т. д. Материала всегда больше чем достаточно. Например, Мананников в собст­ венном интервью признался, что формации идет в газету, а неко­ торые факты используются в целях контрагитации. И, конечно, всегда находятся «доброжелатели», которые не прочь сообщить что-нибудь инте­ ресное о том или другом канди­ дате. Мананникова, насколько я знаю, «разрабатывали» очень серьезно — добрались до коллег по институту и до «друзей» из «мест не столь отдаленных». — А надписи на заборах — это случайно не ваших рук дело? — Лично мы такими делами не занимаемся. Другие команды — бывает. Создается полнейшая ил­ люзия народного творчества. Сио­ нистские звезды и надписи на пла­ катах типа «Иуда» — также весьма распространенный и не очень ори- гинальный ход. Кроме перечиспенных методов борьбы с противником, все коман­ ды рьяно срывают материалы своих соперников. Немало эпизодов, когда со­ рванные плакаты красовались потом на исторических памятниках — церквях, стелах с именами по­ гибших и т .д ., что не может не вызывать негативную реакцию у населения. Большой популярностью поль­ зуются наклейки с текстами поро­ чащего содержания. Например, на плакате Липицкого можно было увидеть такую надпись: «В Сибири ппохо москвичу, но очень в Думу я хочу». С Мананниковым посту­ пили еще проще. Лозунг кандида­ та «Вместе изменим жизнь к луч­ шему» диверсионные команды махом превратили в издеватель­ скую фразочку «Вместе изменим мою жизнь к лучшему». Эти ме­ тоды контрактации особенно хо­ роши для тех плакатов, которые Алексея Мананникова в облсовет. — Беспредел какой-то! Похо­ же, ваша братия ни Бога, ни черта не боится. А ведь сущес­ твуют законы о выборах. Что значит «наша братия»? Большинство из них я восприни­ маю как кровных врагов. Что же касается закона о выборах, не на­ рушать его, с точки зрения здра­ вого смысла, просто невозможно. Например, если следовать букве закона, то агитационный материал мы имеем право клеить в специ­ ально отведенных для этого мес­ тах — одно место на три тысячи человек. В подобном случае никто этих листовок и в глаза не увидит, особенно если учесть, что срок жизни одной листовочки — всего несколько часов. Если же по этому поводу нам звонят из окружной избирательной комиссии, тогда можно сослаться на противников, которые, дабы опорочить нашего кандидата, специапьно клеют лис­ товки в неположенных местах, или наоборот — на сторонников, ко­ торые занимаются тем же, но только из чувства любви к своему кандидату. Опять-таки, следуя закону, все финансовые расчеты должны вес­ тись через избирательный фонд и документально учитываться. Причем ограничения в этом законе на финансирование такие, что со­ брать эти средства и провести на них полноценную избирательную кампанию практически невозмож­ но. Особенно если учесть, что ра­ ботать приходится со Сбербанком, платежи в котором ходят по 10 дней. Поэтому большая часть сумм идет вне этих счетов. А чтобы не возникало лишних вопросов, приходится занижать ти­ ражи листовок и пр. Некоторые опять-таки играют на этом, чтобы вывести на время из строя про­ тивника. Сообщают, например, в окружную избирательную комис­ сию, что на листовках у конкурента нет выходных данных, что озна­ чает сокрытие истинного тиража и, как следствие, — нарушение закона. — После выборов 1995 года большому количеству людей, подрабатывающих в качестве волонтеров, не были выплаче­ ны деньги. — Действительно. Нанимая людей на работу, формальных до­ говоров никто не заключает, по­ этому здесь вопрос исключитель­ но честности и порядочности. А некоторые наши политики, проиг­ рав свои избирательные кампа­ нии, не сочли нужным расплатить­ ся с людьми. Соответственно и репутация их имиджмейкеров ока­ залась сильно подмоченной. Кстати, работа имиджмейкера оплачивается также чисто по до­ говоренности. Конкретных фикси­ рованных ставок на сегодня нет. Одному стоит платить, чтобы он только не вмешивался в процесс, а второй за 100 миллионов сде­ лает кампанию лучше, чем другой за миллиард. Однако это не зна­ чит, что заплатят ему в 10 раз больше. Правда, после выборов прези­ дента московские имиджмейкер- ские фирмы стали повсюду наби­ рать людей, имеющих опыт рабо­ ты. Средняя ставка — тысяча дол­ ларов в месяц. Судя по тем вещам, о кото­ рых вы рассказываете, уровень и самих политиков, и тех, кто делает их кампании, оставляет желать лучшего. И все же при­ меры удачных избирательных кампаний, наверное, есть. — На общем фоне Новоси­ бирск выглядит не так уж серо. В 1990 году можно выделить кампа­ нии Мананникова и Манохина, в 93-м — своего рода чудом было избрание Мананникова в Совет Федерации под жестким прессин­ гом власти, с одной стороны, и открытым конфликтом с бывшим соратником Манохиным — с дру­ гой. Таким же чудом было избрание в 95-м году в Госдуму Аркадия Янковского. Кампания Янковского, которой занимались Яков Савчен­ ко и Алексей Мазур, была уни­ кальна в том смысле, что в усло­ виях наката «красной волны» в Госдуму прошел человек, не скры­ вающий своих антикоммунисти­ ческих взглядов. К тому же рейтинг Янковского был ниже, чем у Ли­ пицкого, а четыре его конкурента потратили на свои избирательные кампании куда больше средств. Интересна была кампания Ивана Старикова, который, начав с нуля, за три недели по числу набранных голосов вышел на пер­ вое место по городу, но в пух и прах проиграл на селе. Самой же «опасной» на сегод­ ня выглядит фракция ЛДПР в Но­ восибирске. Имея всего 10 про­ центов электората в 96-м году, жириновцы умудрились получить 45 процентов мест в горсовете. И сейчас твердо нацелились на об­ ластной Совет. Выборов в областной Совет с нетерпением ждут и сами имидж­ мейкеры. И дело здесь не только в тех крупных суммах, которые они зарабатывают во время изби­ рательных кампаний. Как выразил­ ся мой собеседник, в период по­ литических простоев чувствует он себя, как солдат без войны. Любовь ЕРАХТИНА. Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «ВЕКТОР» предлагает лечебно-профилактические и диетические продукты питания: □ концентрат бифидобактерий; □ бифидомолоко; *□ бифидокефир; □ кисломолочный бифидумбактерин; □ кисломолочный бифилакт; □ сухой бифидумбактерин. Тел. 64-71-30, факс 32-88-31. РЕАЛИЗУЕМ: * бензопилы: «Дружба» — 690/700 тыс. руб., «Урал» — 1350 тыс. руб.; * электроды 0 4 мм — 5600 руб. за 1 кг; * цепи универсальные и различные запчасти к бензопилам. ТЕЛЕФОН 23-77-26. Завод ЖБИ «Новосибирскагропромстройиндустрия» РЕАЛИЗУЕТ: I сборный железобетон для строительства дач, коттеджей, гаражей. Номенклатура свыше 100 наименований. ЦЕНЫ НОРМАЛЬНЫЕ! УКРАСТЬ — БУДЕТ ДОРОЖЕ! Тел.: 25-54-21, 28-26-54. ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БЫСТРО И НЕДОРОГО окажет следующие виды услуг: I регистрация предприятий «под ключ»; I семейные, трудовые, жилищные споры. Адрес: Красный проспект, 50 (Дом быта, 1-й этаж, правое крыло). Тел. 22-57-52.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2