Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18
вёаштн 8 МАЯ 1997 Г 19 ВЫБОРЫ -97 . НА ПОДСТУПАХ К ТЕМЕ — Несмотря на то что в не которых учебных заведениях были введены специальные дисциплины по формированию имиджа политика, складывается впечатление, что на практике этим делом занимаются все кому не лень. — Не совсем так. С 89-го года у нас в Новосибирске прошли че тыре большие избирательные кам пании, однако только в 95-м году на этом стали пытаться зараба тывать деньги. Тогда и появилось такое понятие, как имиджмейкер- ство. На сегодня существуют три типа людей, имеющих отношение к этой деятельности. Первый тип: это сами политики — те, кто не только имел опыт участия в изби рательных кампаниях, но и сам выдвигал свою кандидатуру в какие-либо органы власти. Одна ко, имея твердые убеждения, эти люди оказывают свои услуги весь ма ограниченному кругу лиц. Ко второму типу относятся пси хологи, журналисты и деятели от рекламного бизнеса. Честно гово ря, не могу вспомнить ни одной удачной кампании, проведенной рекламщиками. Реклама товара и реклама кандидата все-таки раз ные вещи. Во время избирательных кам паний штаб-квартиры кандидатов атакуют толпы молодых людей, размахивающих документами об окончании спецкурсов. Как прави ло, последние не имеют никакого опыта в этих делах, но на все сто уверены в своих силах. На эту удочку легко попадаются некото рые наши политики, о чем яотом сильно сожалеют. Так, во время кампании 96-го года ходил слух об одной ученой даме, которой за разработку плана избирательной кампании было заплачено 150 млн. руб. План этот в жизнь пре творен никогда не был. — Но ведь не всегда можно судить о способностях имидж мейкера по результатам изби рательной кампании. Бывают «благодарные кандидатуры»... — И такие, о ком можно сказать словами поэта: «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить беге мота». Таких безликих кандидатов у нас, к сожалению, большинство, и сказать о них миру особо нечего. Да и сами они, опасаясь произ вести плохое впечатпение, не дают ни малейшего повода для высказываний о себе. Другой случай, когда за чело веком тянется такой шлейф... Вспомним выборы губернатора, поражение И. И. Индинка. Появи лась даже такая новая «профес сия», как «фязекопатели». Ярчай ший пример — Илья Константи нов. К тому же много ошибок было допущено во время самой изби рательной кампании. Раздражаю щее количество роликов на теле видении, дорогостоящие реклам ные щиты, вызывающие у народа ассоциации с культом личности. На один из плакатов — И. И., си дящий на стуле с поднятым вверх пальцем и надписью «Хочу, могу и буду» — конкурирующая фирма изготовила такую, например, па родию. В центре плаката — пыш нотелая колхозница и недвусмыс ленная надпись: «Хочу, могу и буду». В отличие от И. И. с пос ледней все ясно. Примером «благодарной канди датуры» может служить Виктор То- локонский. Его избирательная кам пания обошлась в копейки, и за слуга имиджмейкеров здесь мини мальная. В народе прочно укоре нился образ скромного, интелли гентного труженика, который не имеет любимчиков и не обнима ется у всех на виду с личностями одиозными. — Кстати, во время кампании Толоконского, как мне помнит ся, по телевидению не прошел ни один ролик. — Очень правильный ход. Мно гие имиджмейкеры, однако, этого не понимают и перебарщивают с видеоклипами. У народа же сразу складывается впечатление, что у зимой любит ездить в тропические страны, а Горбачева сравнил с Иисусом Христом.. Стариков во время своей предвыборной кам пании в Госдуму в 1993 году на звал Ельцина отработанным ма териалом, а через шесть месяцев вступил в «Демократический выбор России». Иногда для получения ценной информации в стан противника за сылается журналист. Часть ин- наклеены в метропопитене, и сры вать их довольно рискованно. Некоторые команды издают листовки как бы от имени своих противников, когда те ни сном ни духом об этом не подозревают. Встречаются и случаи откровен ных провокаций. В штаб-квартиру противника засылаются якобы его сторонники, которые собирают фальшивые подписи. Таким обра зом в 95-м году была сорвана из бирательная кампания Глеба Яку нина в Госдуму, а в 94-м году — Не так страшен кандидат, как его малюет имиджмейкер В отличие от западных образ наших новосибирских политиков до сих пор ос тается по-мандельштамовски «мучитель ным и зыбким». Отсюда и весьма своеоб разный характер такой профессии, как имиджмейкер (в переводе с английского — «образоделатель»), В двух словах, тако выми у нас считаются сегодня те, кто занимается предвыборными кампаниями кандидатов в депутаты. По разным политическим соображениям многие представители этого клана пред почитают не афишировать себя. Вот и мой собеседник — один из наиболее серь езных и, можно сказать, профессиональ ных новосибирских имиджмейкеров, — лю безно согласившись дать интервью, по желал остаться при этом инкогнито. . этого кандидата денег завались, а толковой информации за 15 се кунд практически не бывает. Со гласитесь, что такая фраза, как «честь и порядок», — не основа ние для выбора. Хотя, с другой стороны, когда кандидат баллоти руется впервые, важно, чтобы уз нали хотя бы фамилию. Лично я, например, в закон о выборах внес бы запрет на теле ролики и разрешил только теле дебаты или выступления в прямом эфире, чтобы избиратели видели своих кандидатов до того, как они их изберут. Что касается телероликов, то наиболее эффективны те из них, в которых избирателю сообщается какая-то важная информация о кандидате. Например, во время избирательной кампании на пост губернатора те, кто занимался с Мухой, могли бы сделать клип, в котором напомнили народу эпи зод, когда в 93-м году Виталий Петрович выступил против Ельци на, за что и был снят со своего поста. Но здесь нужно быть осторож нее. Липицкий, например, здорово «зклетел» со своей идеей насчет переноса столицы. — Что тут же было исполь зовано его противником? — Конечно. Ведь максимум не гативной информации дает о себе сам кандидат, и все это отслежи вается, чтобы в подходящий мо мент нанести мощный удар. В хорошей команде существует специальная служба информации, которая и занимается этим делом: просматривает материалы в газе тах, ходит на выступления своих противников и т. д. Материала всегда больше чем достаточно. Например, Мананников в собст венном интервью признался, что формации идет в газету, а неко торые факты используются в целях контрагитации. И, конечно, всегда находятся «доброжелатели», которые не прочь сообщить что-нибудь инте ресное о том или другом канди дате. Мананникова, насколько я знаю, «разрабатывали» очень серьезно — добрались до коллег по институту и до «друзей» из «мест не столь отдаленных». — А надписи на заборах — это случайно не ваших рук дело? — Лично мы такими делами не занимаемся. Другие команды — бывает. Создается полнейшая ил люзия народного творчества. Сио нистские звезды и надписи на пла катах типа «Иуда» — также весьма распространенный и не очень ори- гинальный ход. Кроме перечиспенных методов борьбы с противником, все коман ды рьяно срывают материалы своих соперников. Немало эпизодов, когда со рванные плакаты красовались потом на исторических памятниках — церквях, стелах с именами по гибших и т .д ., что не может не вызывать негативную реакцию у населения. Большой популярностью поль зуются наклейки с текстами поро чащего содержания. Например, на плакате Липицкого можно было увидеть такую надпись: «В Сибири ппохо москвичу, но очень в Думу я хочу». С Мананниковым посту пили еще проще. Лозунг кандида та «Вместе изменим жизнь к луч шему» диверсионные команды махом превратили в издеватель скую фразочку «Вместе изменим мою жизнь к лучшему». Эти ме тоды контрактации особенно хо роши для тех плакатов, которые Алексея Мананникова в облсовет. — Беспредел какой-то! Похо же, ваша братия ни Бога, ни черта не боится. А ведь сущес твуют законы о выборах. Что значит «наша братия»? Большинство из них я восприни маю как кровных врагов. Что же касается закона о выборах, не на рушать его, с точки зрения здра вого смысла, просто невозможно. Например, если следовать букве закона, то агитационный материал мы имеем право клеить в специ ально отведенных для этого мес тах — одно место на три тысячи человек. В подобном случае никто этих листовок и в глаза не увидит, особенно если учесть, что срок жизни одной листовочки — всего несколько часов. Если же по этому поводу нам звонят из окружной избирательной комиссии, тогда можно сослаться на противников, которые, дабы опорочить нашего кандидата, специапьно клеют лис товки в неположенных местах, или наоборот — на сторонников, ко торые занимаются тем же, но только из чувства любви к своему кандидату. Опять-таки, следуя закону, все финансовые расчеты должны вес тись через избирательный фонд и документально учитываться. Причем ограничения в этом законе на финансирование такие, что со брать эти средства и провести на них полноценную избирательную кампанию практически невозмож но. Особенно если учесть, что ра ботать приходится со Сбербанком, платежи в котором ходят по 10 дней. Поэтому большая часть сумм идет вне этих счетов. А чтобы не возникало лишних вопросов, приходится занижать ти ражи листовок и пр. Некоторые опять-таки играют на этом, чтобы вывести на время из строя про тивника. Сообщают, например, в окружную избирательную комис сию, что на листовках у конкурента нет выходных данных, что озна чает сокрытие истинного тиража и, как следствие, — нарушение закона. — После выборов 1995 года большому количеству людей, подрабатывающих в качестве волонтеров, не были выплаче ны деньги. — Действительно. Нанимая людей на работу, формальных до говоров никто не заключает, по этому здесь вопрос исключитель но честности и порядочности. А некоторые наши политики, проиг рав свои избирательные кампа нии, не сочли нужным расплатить ся с людьми. Соответственно и репутация их имиджмейкеров ока залась сильно подмоченной. Кстати, работа имиджмейкера оплачивается также чисто по до говоренности. Конкретных фикси рованных ставок на сегодня нет. Одному стоит платить, чтобы он только не вмешивался в процесс, а второй за 100 миллионов сде лает кампанию лучше, чем другой за миллиард. Однако это не зна чит, что заплатят ему в 10 раз больше. Правда, после выборов прези дента московские имиджмейкер- ские фирмы стали повсюду наби рать людей, имеющих опыт рабо ты. Средняя ставка — тысяча дол ларов в месяц. Судя по тем вещам, о кото рых вы рассказываете, уровень и самих политиков, и тех, кто делает их кампании, оставляет желать лучшего. И все же при меры удачных избирательных кампаний, наверное, есть. — На общем фоне Новоси бирск выглядит не так уж серо. В 1990 году можно выделить кампа нии Мананникова и Манохина, в 93-м — своего рода чудом было избрание Мананникова в Совет Федерации под жестким прессин гом власти, с одной стороны, и открытым конфликтом с бывшим соратником Манохиным — с дру гой. Таким же чудом было избрание в 95-м году в Госдуму Аркадия Янковского. Кампания Янковского, которой занимались Яков Савчен ко и Алексей Мазур, была уни кальна в том смысле, что в усло виях наката «красной волны» в Госдуму прошел человек, не скры вающий своих антикоммунисти ческих взглядов. К тому же рейтинг Янковского был ниже, чем у Ли пицкого, а четыре его конкурента потратили на свои избирательные кампании куда больше средств. Интересна была кампания Ивана Старикова, который, начав с нуля, за три недели по числу набранных голосов вышел на пер вое место по городу, но в пух и прах проиграл на селе. Самой же «опасной» на сегод ня выглядит фракция ЛДПР в Но восибирске. Имея всего 10 про центов электората в 96-м году, жириновцы умудрились получить 45 процентов мест в горсовете. И сейчас твердо нацелились на об ластной Совет. Выборов в областной Совет с нетерпением ждут и сами имидж мейкеры. И дело здесь не только в тех крупных суммах, которые они зарабатывают во время изби рательных кампаний. Как выразил ся мой собеседник, в период по литических простоев чувствует он себя, как солдат без войны. Любовь ЕРАХТИНА. Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «ВЕКТОР» предлагает лечебно-профилактические и диетические продукты питания: □ концентрат бифидобактерий; □ бифидомолоко; *□ бифидокефир; □ кисломолочный бифидумбактерин; □ кисломолочный бифилакт; □ сухой бифидумбактерин. Тел. 64-71-30, факс 32-88-31. РЕАЛИЗУЕМ: * бензопилы: «Дружба» — 690/700 тыс. руб., «Урал» — 1350 тыс. руб.; * электроды 0 4 мм — 5600 руб. за 1 кг; * цепи универсальные и различные запчасти к бензопилам. ТЕЛЕФОН 23-77-26. Завод ЖБИ «Новосибирскагропромстройиндустрия» РЕАЛИЗУЕТ: I сборный железобетон для строительства дач, коттеджей, гаражей. Номенклатура свыше 100 наименований. ЦЕНЫ НОРМАЛЬНЫЕ! УКРАСТЬ — БУДЕТ ДОРОЖЕ! Тел.: 25-54-21, 28-26-54. ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БЫСТРО И НЕДОРОГО окажет следующие виды услуг: I регистрация предприятий «под ключ»; I семейные, трудовые, жилищные споры. Адрес: Красный проспект, 50 (Дом быта, 1-й этаж, правое крыло). Тел. 22-57-52.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2