Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18
16 8 МАЯ 1997 Г. гашсти ДАЙДЖЕСТ: СЕКРЕТ ФИРМЫ Аэрофлот держит «черную кассу» в Лозанне Вам телеграмма, распишитесь В ноябре 1995 года к руковод ству авиакомпании «Аэрофлот — российские международные авиа линии» пришли люди из ЛогоВАЗа во главе с Борисом Березовским. ЛогоВАЗ не владеет акциями авиа компании, которые поделены между государством (51 процент) и трудовым коллективом (49 про центов), он просто подрядился представлять государственные ин тересы в Аэрофлоте. Почему го сударство выбрало дилерскую фуппу, которая никогда не зани малась авиаперевозками, а спе циализировалась на торговле ав томобилями, — это отдельный раз говор. Видимо, г-н Березовский сумел убедить кого надо наверху, что самолет — тот же автомобиль, только с крыльями. На руководящие посты авиа компании были выдвинуты креату ры ЛогоВАЗа — один из его учре дителей Николай Глушков стал первым замом генерального дирек тора Аэрофлота, бывший замести тель генерального директора ЛогоВАЗа Александр Красненкер — замом генерального по коммер ции. В это же время в совете ди ректоров Аэрофлота появился старший зять президента России Валерий Окулов, заботливо опе каемый Березовским и недавно на значенный гендиректором авиа компании. В распоряжении редакции ока залась любопытная телеграмма за подписью предыдущего гендирек тора Аэрофлота Евгения Шапош никова, датированная маем 1996 года. Она адресована руководите лям представительств Аэрофлота за рубежом. Суть ее сводится к следующему: генеральный дирек тор рекомендует главам аэрофло- товских «миссий» направлять 80 процентов вырученных ими средств в Лозанну на счет фирмы «Андава». Далее следуют рекви зиты фирмы. Такая депеша была разослана во все 152 зарубежных представительства Аэрофлота. Естественно, мы изумились: с какой стати деньги, заработанные российской авиакомпанией, долж ны перечисляться в Швейцарию на счет никому неведомой фирмы? Евгений Шапошников, который месяц назад был отозван из Аэрофлота и назначен помощни ком президента, сразу же вспом нил, о чем идет речь, и доходчиво объяснил, как родилась эта удиви тельная телеграмма. Оказывается, прежде все заработанные деньги с продаж билетов, топлива, раз личных услуг, оказываемых ино странным компаниям, зарубежные представитепьства Аэрофлота ос тавляли на счетах в местных бан ках. И хотя раз в месяц они должны были отчитываться перед Центром международных расчетов Аэро флота, проконтролировать из Мос квы все, до последнего цента, быпо довольно трудно. Тогда у но вого руководства Аэрофлота и воз никла идея аккумулировать все деньги на счетах одной фирмы. «Это придумал не я, а мой за меститель Николай Глушков», — поведал маршал. «А почему вы брали именно швейцарскую "Анда- ву"? Раз уж вы решили наладить учет и контроль, то проще было сделать это в Москве, а не в да лекой Лозанне. И логичней было бы переводить деньги в солидный банк, а не на счет неизвестной фирмы». «Глушков сказал, что “Ан- дава" — фирма надежная и там деньги будут целее», — ответил Евгений Иванович. Из разговора стало ясно, что гендиректор Аэрофлота Евгений Шапошников не очень-то вникал в коммерческие тонкости. Бизнес, судя по всему, делался за его спи ной. Свой карман к телу ближе Чем все-таки экзотическая «Ан дава» пленила Николая Глушкова? Все очень просто. Дело в том, что Глушков — один из совладельцев этой фирмы. Другой ее хозяин — Борис Березовский. Компаньоны открыли акционерное общество «Андава» в 1994 году, отстегнув на уставный капитал два с поло- В с т Ь - з я г р я н и ^ е й KoHTopR КУКА. в а с о д о л е е т с к у / с д , мер. В 92-м году Аэрофлот взял в лизинг у французского концерна «Air bus industry» пять аэробусов. Расплачиваться с поставщиком российская сторона должна была по мере поступления доходов. Но с лета прошлого года она пол ностью приостановила выплаты по лизингу. На сегодня задолженность Аэрофлота достигла 10 миллионов долларов. Французы, естественно, забили тревогу, стали бомбарди ровать российское правительство и руководство Аэрофлота письма ми: где наши деньги? Но, увы, внятно им ответить никто не мог. Дескать, не волнуйтесь, скоро по лучите. виной миллиона швеицарских франков, это примерно два мил лиона долларов. Видимо, г-н Бе резовский пожертвовал больше, поскольку ему принадлежит 41 про цент акций, а Глушкову — 37. Но минальная стоимость одной акции — тысяча франков. В совет дирек торов «Андавы», помимо Глушко ва, входят три гражданина Швей царии — Енни Ханс Петер, Дже- наукс Раймонд, Майор Апан. Офис «Андавы» расположен в Лозанне на улице Румине, 7, телефон: 021/3291020, факс: 021/3291040. Вспомним, в 94-м году, когда была создана «Андава», Березов ский и Глушков еще в поте лица трудились на автомобильной ниве. Можно предположить, что швей царская фирма тогда обслуживала ЛогоВАЗ. Позже сфера интересов Бориса Абрамовича и Николая Алексеевича расширилась до за облачных масштабов и «Андаву» приспособили под Аэрофлот. На чем «Андава» делает день ги? Юристы и бизнесмены, с кото рыми мы консультировались, рас писали несколько возможных ста тей ее доходов. Дело в том, что «Андава» выступает в ропи фирмы-агента, которой Аэрофлот поручает собрать свои деньги с зарубежных представительств. А это очень прибыльный бизнес, не требующий особых затрат и уси лий. Во-первых, фирма получает свой процент за оказанную ею ком мерческую услугу. Во-вторых, деньги, проходящие через ее руки, можно выгодно «прокрутить». По некоторым данным, загранпредста- вительства перечислили на счет «Андавы» более 120 миллионов долларов — это выручка с продажи билетов и других услуг. «Андава» всегда может попридержать деньги у себя на несколько недель, а то и месяцев, и за это время выгодно ими попользоваться. Прибыль, как нетрудно догадаться, идет в кар ман владельцев фирмы, а не Аэрофлота. О том, что деньги находятся в постоянном круговороте, косвенно свидетельствует такой факт: в про шлом году Аэрофлот стал посто янно запаздывать с оплатой счетов за топливо, обслуживание самоле тов в иностранных аэропортах и прочее. Приведем лишь один при- По мнению специалистов, на прокрутке сотни миллионов аэро- флотовских долларов «Андава» может зарабатывать несколько де сятков миллионов «зеленых» в год. Даже для такого преуспевающего бизнесмена, как г-н Березовский, это весьма неплохой профит. Од нако в процессе расследования вы яснилось, что у Аэрофлота есть доходы, которые буквально падают с неба. терство гражданской авиации по сути были единой госструктурой, и деньги со счетов Аэрофлота пере текали в госказну. В 92-м году Аэрофлот стал акционерным об ществом, и, хотя контрольный пакет его акций принадлежит госу дарству, это уже коммерческая ор ганизация. Однако право на роялти она по-прежнему сохранила за собой. Мы интересовались у маршала Шапошникова: каким образом Аэрофпоту это удалось? Евгений Иванович не отрицал сам факт су ществования роялти, но несколько иначе интерпретировал их проис хождение. По его словам, совет ский Аэрофлот, распавшийся на 350 компаний, растерял часть сво его авиапарка и в результате вы нужден был отказаться от целого ряда рейсов. Иностранные компа нии изъявили желание заполнить образовавшийся вакуум, и тогда им на законных основаниях сдали в аренду воздушные коридоры. Правда, несколько раз межправи тельственная организация ИКАО, контролирующая использование воздушного пространства, заявля ла, что Аэрофлот не имеет права брать за это деньги. «Но мы пред ставляли соответствующие догово ры, заключенные с западными авиакомпаниями, и все тут же за тихало». Заметим, однако, что воздуш ные коридоры Аэрофлоту не при надлежат, а значит, он не может сдавать их в аренду. Кстати, ино странные компании — чаще других «Люфтганза», «Бритиш Эйрлайнз», «Финнэйр» — тоще не раз пыта лись восстать против роялти. Но разговор с ними у Аэрофлота всег да был краток: пожалуйста, не хо тите — не платите, но тогда летать будете с посадкой. Посчитав, что посадка обойдется дороже, авиа компании вынуждены были идти на попятную. л іи с Т £ р ~ Т в ц с Т е р , н ч /Z f л ш н и < Т /> з p i в о f t o ь , р о Я ° f t ° е , Манна небесная В советские времена самолеты иностранных авиакомпаний, проле тавшие над территорией Россий ской Федерации, должны были со вершать обязательную посадку. Наша страна, как, впрочем, любая другая, в соответствии с Чикагской конвенцией имела законное право это требовать. Но в 85-м году вы сокопоставленному чиновнику из Министерства гражданской авиа ции пришла в голову гениальная по простоте идея: пусть иноземные лайнеры пролетают над нами без остановки, но за это они должны платить. В профессиональном кругу эти поборы называются «ро ялти». Новоиспеченный налог дол жен был поступать на счета Аэрофлота. Не будем обсуждать, законны или нет такие поборы (к слову, они существуют лишь в Турции и еще в нескольких странах). Дело в дру гом. Прежде Аэрофлот и Минис- По самым минимальным под счетам специалистов, роялти (их еще называют компенсационными выплатами) приносят Аэрофлоту 250 миллионов долларов в год! Мы попытались выяснить, где ино странные авиакомпании их сегодня проплачивают — в России или за рубежом? Обзвонили с десяток представительств в Москве. Услы шав, что нас интересует, везде брали тайм-аут, а затем, посове щавшись, сообщали: «Извините, это конфиденциальная информа ция». И лишь в «Дельте» дипло матично ответили: «Никаких про плат в России мы не делаем». Поступают ли выплаты в зару бежные представительства Аэро флота, а оттуда в «Андаву» или какую-нибудь другую инофирму, патронируемую г-ном Березовским, можно пишь догадываться. В любом случае автомобильным маг натам, пришедшим к руководству аэрофлотом, не пришлось изобре тать велосипед, им по наследству с советских времен достался уже хорошо раскрученный, налажен ный бизнес. Надо только прибрать его к своим рукам. Так решило руководство Государство, нанимая ЛогоВАЗ управлять Аэрофлотом, надо ду мать, преследовало самые благие цели — преуспевающие бизнесме ны сумеют эффективно распоря диться деньгами авиакомпании, за ставят их работать с максимальной прибылью. Между тем средства авиакомпании были вложены в до вольно сомнительные проекты. На пример, в прошлом году Аэрофлот ^ заказал московской фирме «NFQ», специализирующейся на полигра фии и световых табло, изготовить рекламные плакаты, сувениры и прочую продукцию с атрибутикой авиакомпании аж на 17 миллионов долларов! Почему из сотни рек ламных агентств выбрали малоиз вестную «NFQ»? Почему вообще Аэрофлот разместил заказ на сто роне, когда у него есть собствен ное большое рекламное агентст во? Ответ на эти вопросы дала сотрудница информационно-рек ламного агентства Аэрофлота Инна Королькова: «Так решило наше руководство — г-н Глушков и г-н Красненкер. Мы передали "NFQ" большую часть своей рек ламы». Рассказали нам еще один за нимательный сюжет — как руко водство Аэрофлота подписало до говор на «финансовое и админист ративное управление» деятель ностью авиакомпании в США с фирмой «САФ-групп», которой вла деют два бывших советских граж данина. За «управление» фирме полагается более 7 миллионов долларов. Видимо, «САФ» близка бывшим «логовазовцам» по роду деятельности — она специализи руется на продаже автозапчастей. * * * * • В этом материале больше во просов, чем ответов. Впрочем, мы и не задавались целью ответить на все — это дело совсем других структур. Для нас очевидно одно: зам. секретаря Совета безопаснос ти Борис Березовский, несмотря на клятвенные заверения, что на время госслужбы завязал с бизне сом, по-прежнему активно занима ется коммерцией. Во всяком слу чае, нет ни одного свидетельства, что он кому-то передал управление «Андавой» или отказался от ее акций. По документам, датирован ным 25 февраля 1997 года, Бере зовский значится в учредителях фирмы. На всякий случай мы ре шили перепроверить по месту ны нешней службы Бориса Абрамови ча, имеет ли он право заниматься бизнесом? «Все сотрудники Совета безопасности являются госслужа щими, более того, работниками ад министрации президента. Само собой, им запрещено заниматься коммерческой деятельностью», — ответили в отделе общественных связей Совбеза. Обращаться к са мому Березовскому мы не стали, памятуя, как мастерски он умеет уходить от любого вопроса. Но пы тались связаться с г-ном Глушко- вым, чтобы договориться об ин тервью. В ответ нам передали ег<.\ слова: «Пускай они пишут обо мне все, что хотят. Меня это не бес покоит». Елена ДИКУН. «Общая газета», №15 за 1997 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2