Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18

16 8 МАЯ 1997 Г. гашсти ДАЙДЖЕСТ: СЕКРЕТ ФИРМЫ Аэрофлот держит «черную кассу» в Лозанне Вам телеграмма, распишитесь В ноябре 1995 года к руковод­ ству авиакомпании «Аэрофлот — российские международные авиа­ линии» пришли люди из ЛогоВАЗа во главе с Борисом Березовским. ЛогоВАЗ не владеет акциями авиа­ компании, которые поделены между государством (51 процент) и трудовым коллективом (49 про­ центов), он просто подрядился представлять государственные ин­ тересы в Аэрофлоте. Почему го­ сударство выбрало дилерскую фуппу, которая никогда не зани­ малась авиаперевозками, а спе­ циализировалась на торговле ав­ томобилями, — это отдельный раз­ говор. Видимо, г-н Березовский сумел убедить кого надо наверху, что самолет — тот же автомобиль, только с крыльями. На руководящие посты авиа­ компании были выдвинуты креату­ ры ЛогоВАЗа — один из его учре­ дителей Николай Глушков стал первым замом генерального дирек­ тора Аэрофлота, бывший замести­ тель генерального директора ЛогоВАЗа Александр Красненкер — замом генерального по коммер­ ции. В это же время в совете ди­ ректоров Аэрофлота появился старший зять президента России Валерий Окулов, заботливо опе­ каемый Березовским и недавно на­ значенный гендиректором авиа­ компании. В распоряжении редакции ока­ залась любопытная телеграмма за подписью предыдущего гендирек­ тора Аэрофлота Евгения Шапош­ никова, датированная маем 1996 года. Она адресована руководите­ лям представительств Аэрофлота за рубежом. Суть ее сводится к следующему: генеральный дирек­ тор рекомендует главам аэрофло- товских «миссий» направлять 80 процентов вырученных ими средств в Лозанну на счет фирмы «Андава». Далее следуют рекви­ зиты фирмы. Такая депеша была разослана во все 152 зарубежных представительства Аэрофлота. Естественно, мы изумились: с какой стати деньги, заработанные российской авиакомпанией, долж­ ны перечисляться в Швейцарию на счет никому неведомой фирмы? Евгений Шапошников, который месяц назад был отозван из Аэрофлота и назначен помощни­ ком президента, сразу же вспом­ нил, о чем идет речь, и доходчиво объяснил, как родилась эта удиви­ тельная телеграмма. Оказывается, прежде все заработанные деньги с продаж билетов, топлива, раз­ личных услуг, оказываемых ино­ странным компаниям, зарубежные представитепьства Аэрофлота ос­ тавляли на счетах в местных бан­ ках. И хотя раз в месяц они должны были отчитываться перед Центром международных расчетов Аэро­ флота, проконтролировать из Мос­ квы все, до последнего цента, быпо довольно трудно. Тогда у но­ вого руководства Аэрофлота и воз­ никла идея аккумулировать все деньги на счетах одной фирмы. «Это придумал не я, а мой за­ меститель Николай Глушков», — поведал маршал. «А почему вы­ брали именно швейцарскую "Анда- ву"? Раз уж вы решили наладить учет и контроль, то проще было сделать это в Москве, а не в да­ лекой Лозанне. И логичней было бы переводить деньги в солидный банк, а не на счет неизвестной фирмы». «Глушков сказал, что “Ан- дава" — фирма надежная и там деньги будут целее», — ответил Евгений Иванович. Из разговора стало ясно, что гендиректор Аэрофлота Евгений Шапошников не очень-то вникал в коммерческие тонкости. Бизнес, судя по всему, делался за его спи­ ной. Свой карман к телу ближе Чем все-таки экзотическая «Ан­ дава» пленила Николая Глушкова? Все очень просто. Дело в том, что Глушков — один из совладельцев этой фирмы. Другой ее хозяин — Борис Березовский. Компаньоны открыли акционерное общество «Андава» в 1994 году, отстегнув на уставный капитал два с поло- В с т Ь - з я г р я н и ^ е й KoHTopR КУКА. в а с о д о л е е т с к у / с д , мер. В 92-м году Аэрофлот взял в лизинг у французского концерна «Air bus industry» пять аэробусов. Расплачиваться с поставщиком российская сторона должна была по мере поступления доходов. Но с лета прошлого года она пол­ ностью приостановила выплаты по лизингу. На сегодня задолженность Аэрофлота достигла 10 миллионов долларов. Французы, естественно, забили тревогу, стали бомбарди­ ровать российское правительство и руководство Аэрофлота письма­ ми: где наши деньги? Но, увы, внятно им ответить никто не мог. Дескать, не волнуйтесь, скоро по­ лучите. виной миллиона швеицарских франков, это примерно два мил­ лиона долларов. Видимо, г-н Бе­ резовский пожертвовал больше, поскольку ему принадлежит 41 про­ цент акций, а Глушкову — 37. Но­ минальная стоимость одной акции — тысяча франков. В совет дирек­ торов «Андавы», помимо Глушко­ ва, входят три гражданина Швей­ царии — Енни Ханс Петер, Дже- наукс Раймонд, Майор Апан. Офис «Андавы» расположен в Лозанне на улице Румине, 7, телефон: 021/3291020, факс: 021/3291040. Вспомним, в 94-м году, когда была создана «Андава», Березов­ ский и Глушков еще в поте лица трудились на автомобильной ниве. Можно предположить, что швей­ царская фирма тогда обслуживала ЛогоВАЗ. Позже сфера интересов Бориса Абрамовича и Николая Алексеевича расширилась до за­ облачных масштабов и «Андаву» приспособили под Аэрофлот. На чем «Андава» делает день­ ги? Юристы и бизнесмены, с кото­ рыми мы консультировались, рас­ писали несколько возможных ста­ тей ее доходов. Дело в том, что «Андава» выступает в ропи фирмы-агента, которой Аэрофлот поручает собрать свои деньги с зарубежных представительств. А это очень прибыльный бизнес, не требующий особых затрат и уси­ лий. Во-первых, фирма получает свой процент за оказанную ею ком­ мерческую услугу. Во-вторых, деньги, проходящие через ее руки, можно выгодно «прокрутить». По некоторым данным, загранпредста- вительства перечислили на счет «Андавы» более 120 миллионов долларов — это выручка с продажи билетов и других услуг. «Андава» всегда может попридержать деньги у себя на несколько недель, а то и месяцев, и за это время выгодно ими попользоваться. Прибыль, как нетрудно догадаться, идет в кар­ ман владельцев фирмы, а не Аэрофлота. О том, что деньги находятся в постоянном круговороте, косвенно свидетельствует такой факт: в про­ шлом году Аэрофлот стал посто­ янно запаздывать с оплатой счетов за топливо, обслуживание самоле­ тов в иностранных аэропортах и прочее. Приведем лишь один при- По мнению специалистов, на прокрутке сотни миллионов аэро- флотовских долларов «Андава» может зарабатывать несколько де­ сятков миллионов «зеленых» в год. Даже для такого преуспевающего бизнесмена, как г-н Березовский, это весьма неплохой профит. Од­ нако в процессе расследования вы­ яснилось, что у Аэрофлота есть доходы, которые буквально падают с неба. терство гражданской авиации по сути были единой госструктурой, и деньги со счетов Аэрофлота пере­ текали в госказну. В 92-м году Аэрофлот стал акционерным об­ ществом, и, хотя контрольный пакет его акций принадлежит госу­ дарству, это уже коммерческая ор­ ганизация. Однако право на роялти она по-прежнему сохранила за собой. Мы интересовались у маршала Шапошникова: каким образом Аэрофпоту это удалось? Евгений Иванович не отрицал сам факт су­ ществования роялти, но несколько иначе интерпретировал их проис­ хождение. По его словам, совет­ ский Аэрофлот, распавшийся на 350 компаний, растерял часть сво­ его авиапарка и в результате вы­ нужден был отказаться от целого ряда рейсов. Иностранные компа­ нии изъявили желание заполнить образовавшийся вакуум, и тогда им на законных основаниях сдали в аренду воздушные коридоры. Правда, несколько раз межправи­ тельственная организация ИКАО, контролирующая использование воздушного пространства, заявля­ ла, что Аэрофлот не имеет права брать за это деньги. «Но мы пред­ ставляли соответствующие догово­ ры, заключенные с западными авиакомпаниями, и все тут же за­ тихало». Заметим, однако, что воздуш­ ные коридоры Аэрофлоту не при­ надлежат, а значит, он не может сдавать их в аренду. Кстати, ино­ странные компании — чаще других «Люфтганза», «Бритиш Эйрлайнз», «Финнэйр» — тоще не раз пыта­ лись восстать против роялти. Но разговор с ними у Аэрофлота всег­ да был краток: пожалуйста, не хо­ тите — не платите, но тогда летать будете с посадкой. Посчитав, что посадка обойдется дороже, авиа­ компании вынуждены были идти на попятную. л іи с Т £ р ~ Т в ц с Т е р , н ч /Z f л ш н и < Т /> з p i в о f t o ь , р о Я ° f t ° е , Манна небесная В советские времена самолеты иностранных авиакомпаний, проле­ тавшие над территорией Россий­ ской Федерации, должны были со­ вершать обязательную посадку. Наша страна, как, впрочем, любая другая, в соответствии с Чикагской конвенцией имела законное право это требовать. Но в 85-м году вы­ сокопоставленному чиновнику из Министерства гражданской авиа­ ции пришла в голову гениальная по простоте идея: пусть иноземные лайнеры пролетают над нами без остановки, но за это они должны платить. В профессиональном кругу эти поборы называются «ро­ ялти». Новоиспеченный налог дол­ жен был поступать на счета Аэрофлота. Не будем обсуждать, законны или нет такие поборы (к слову, они существуют лишь в Турции и еще в нескольких странах). Дело в дру­ гом. Прежде Аэрофлот и Минис- По самым минимальным под­ счетам специалистов, роялти (их еще называют компенсационными выплатами) приносят Аэрофлоту 250 миллионов долларов в год! Мы попытались выяснить, где ино­ странные авиакомпании их сегодня проплачивают — в России или за рубежом? Обзвонили с десяток представительств в Москве. Услы­ шав, что нас интересует, везде брали тайм-аут, а затем, посове­ щавшись, сообщали: «Извините, это конфиденциальная информа­ ция». И лишь в «Дельте» дипло­ матично ответили: «Никаких про­ плат в России мы не делаем». Поступают ли выплаты в зару­ бежные представительства Аэро­ флота, а оттуда в «Андаву» или какую-нибудь другую инофирму, патронируемую г-ном Березовским, можно пишь догадываться. В любом случае автомобильным маг­ натам, пришедшим к руководству аэрофлотом, не пришлось изобре­ тать велосипед, им по наследству с советских времен достался уже хорошо раскрученный, налажен­ ный бизнес. Надо только прибрать его к своим рукам. Так решило руководство Государство, нанимая ЛогоВАЗ управлять Аэрофлотом, надо ду­ мать, преследовало самые благие цели — преуспевающие бизнесме­ ны сумеют эффективно распоря­ диться деньгами авиакомпании, за­ ставят их работать с максимальной прибылью. Между тем средства авиакомпании были вложены в до­ вольно сомнительные проекты. На­ пример, в прошлом году Аэрофлот ^ заказал московской фирме «NFQ», специализирующейся на полигра­ фии и световых табло, изготовить рекламные плакаты, сувениры и прочую продукцию с атрибутикой авиакомпании аж на 17 миллионов долларов! Почему из сотни рек­ ламных агентств выбрали малоиз­ вестную «NFQ»? Почему вообще Аэрофлот разместил заказ на сто­ роне, когда у него есть собствен­ ное большое рекламное агентст­ во? Ответ на эти вопросы дала сотрудница информационно-рек­ ламного агентства Аэрофлота Инна Королькова: «Так решило наше руководство — г-н Глушков и г-н Красненкер. Мы передали "NFQ" большую часть своей рек­ ламы». Рассказали нам еще один за­ нимательный сюжет — как руко­ водство Аэрофлота подписало до­ говор на «финансовое и админист­ ративное управление» деятель­ ностью авиакомпании в США с фирмой «САФ-групп», которой вла­ деют два бывших советских граж­ данина. За «управление» фирме полагается более 7 миллионов долларов. Видимо, «САФ» близка бывшим «логовазовцам» по роду деятельности — она специализи­ руется на продаже автозапчастей. * * * * • В этом материале больше во­ просов, чем ответов. Впрочем, мы и не задавались целью ответить на все — это дело совсем других структур. Для нас очевидно одно: зам. секретаря Совета безопаснос­ ти Борис Березовский, несмотря на клятвенные заверения, что на время госслужбы завязал с бизне­ сом, по-прежнему активно занима­ ется коммерцией. Во всяком слу­ чае, нет ни одного свидетельства, что он кому-то передал управление «Андавой» или отказался от ее акций. По документам, датирован­ ным 25 февраля 1997 года, Бере­ зовский значится в учредителях фирмы. На всякий случай мы ре­ шили перепроверить по месту ны­ нешней службы Бориса Абрамови­ ча, имеет ли он право заниматься бизнесом? «Все сотрудники Совета безопасности являются госслужа­ щими, более того, работниками ад­ министрации президента. Само собой, им запрещено заниматься коммерческой деятельностью», — ответили в отделе общественных связей Совбеза. Обращаться к са­ мому Березовскому мы не стали, памятуя, как мастерски он умеет уходить от любого вопроса. Но пы­ тались связаться с г-ном Глушко- вым, чтобы договориться об ин­ тервью. В ответ нам передали ег<.\ слова: «Пускай они пишут обо мне все, что хотят. Меня это не бес­ покоит». Елена ДИКУН. «Общая газета», №15 за 1997 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2