Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, 1997, № 17-18

lO 8 МАЯ 1997 г, вмети ПЕРВОЕ ПЯТИЛЕТИЕ Ректор, который занимается наукой «Тема кандидатской диссер­ тации А. Ф. Ревуженко была по­ священа вопросам необратимого деформирования и разрушения твердых тел и далеко выходила по результативности за рамки требований к докторским. Но тем не менее Александр Филиппович решил не нарушать традиции (хотя для его деятельности ха­ рактерны нетрадиционные, не­ тривиальные подходы и реше­ ния) и предложил докторскую диссертацию, которую, по обыч­ ным представлениям, защитил (с блеском!) рано...» (Из отзыва академика Е. И. Шемякина). Как специалист в области ме­ ханики и прикладной математи­ ки, Ревуженко известен не толь­ ко в нашей стране, но и за ру­ бежом. На его счету 147 печат­ ных работ, в том числе 39 изо­ бретений. Некоторые из резуль­ татов его исследований вошли в учебники для студентов вузов. Александр Филиппович является членом Международного бюро по механике горных пород. На­ конец, в этом году профессор Ревуженко и профессор Колим- бас выиграли в одном из пре­ стижных международных конкур­ сов, который проводит «ИНТАС—ЭРФФИ», — конкурсе совместных проектов. Название проекта, руководителем которо­ го является Ревуженко, а Колим- бас выступает в роли координа­ тора, — «Приливный механизм направленного переноса внут­ ренних масс Земли». Но вернемся к университету, потому что Александр Филиппо­ вич Ревуженко, кроме того что заведует лабораторией в Инсти­ туте горного дела СО РАН, — ректор Сибирского независимого университета. Старая и хорошая традиция классических россий­ ских университетов — ректор, который продолжает заниматься наукой. От идеи до наших дней Сибирский независимый уни­ верситет был задуман как него­ сударственное высшее учебное заведение в начале 90-х годов. А годом его основания стал 1992-й, когда группа крупных ученых и представителей дело­ вых кругов Новосибирска объ­ единилась под флагом общей идеи независимого высшего об­ разования. В реализации проек­ та приняли участие торгово-про­ мышленная компания «Сибир­ ский тракт», АКБ «Сибирский банк», КРАБ «Новосибирсквнеш- торгбанк» и Сибирское отделе­ ние Российской академии меди­ цинских наук. В апреле 1994 года Государ­ ственный комитет по высшему образованию выдал СНУ госу­ дарственную лицензию. С этого момента вуз получил возмож­ ность работать в полную силу. Сегодня СНУ имеет широкие международные связи и догово­ ры о сотрудничестве, обмене студентами с университетами США, Италии, Германии. Сюда приглашают читать лекции профессоров из университетов Европы и Америки. Основная часть преподавателей работает в университете по договорам — это лучшие специалисты из вузов Новосибирска, ведущие ученые СО РАН. О высоком об­ разовательном уровне этого учебного заведения говорит тот факт, что более девяноста про­ центов преподавателей СНУ — доктора или кандидаты наук. Здесь готовятся современные высококвалифицированные спе­ циалисты для государственных и частных промышленных, фи­ нансовых, коммерческих органи­ заций по специальностям: фи­ нансы, кредит и денежное обра­ щение; то же, но с углубленным изучением языка; внешнеэконо­ мическая деятельность, социо­ логия, менеджмент (менеджер- психолог, менеджер-финансист, менеджер по внешнеэкономи­ ческой деятельности), психоло­ гическое консультирование с до­ полнительной специализацией в ших. Еще один важный принцип лег в основу нашего универси­ тета: не студент — для нас, а мы — для него. Мы должны не только подготовить про­ фессионалов, но воспитать людей честных, благородных, добропорядочных. А это опре­ деляется во многом тем, как мы сами относимся к своим студентам. У нас платный вуз, и потому Стали чувствовать ответст­ венность, к ним пришло пони­ мание того, что нужно больше знать. Теория экономической мысли на самом деле — весьма сложный предмет. Известность в экономических кругах страны и зарубежья Гри­ горий Исаакович приобрел, пе­ ресчитав еще в советские годы всю статистику — главные пока­ затели за 60 лет советской эко­ номики. Работали целые инсти­ туты, ЦСУ, а Ханин сделал это СИБИРСКИИ НЕЗАВИСИМЫЙ Сибирский независимый университет существует как выс­ шее учебное заведение пять лет. Время и путь, пройденный авторами от идеи до ее воплощения, придали университету типичные и вместе с тем весьма уникальные черты. В мои задачи входило не сравнение вуза с другими (в первую очередь — в силу невозможности такового), но — рассказ о высшем учебном заведении, претендующем на элитарность. области психологии бизнеса, ан­ глийский и немецкий языки. Нет пока факультета приклад­ ной математики и информатики, о котором мечтает ректор. Но негосударственное учебное за­ ведение тем и отличается, что готовит специалистов, нужных в данный период времени. Как это случилось с экономическим фа­ культетом... «Цифра — хлеб экономиста» — Тот колоссальный эконо­ мический крах, который мы имеем сегодня в стране, — го­ ворит декан экономического факультета СНУ Гоигорий Иса­ акович Ханин, доктор экономи­ ческих наук, профессор, — от ­ части объясним недостатками в преподавании экономических дисциплин. Выпускники вузов, во-первых, не умели работать с цифрами, а это хлеб эконо­ миста. С первого курса студен­ та следует усаживать за спра­ вочники, чтобы он мог сопо­ ставлять, анализировать. У нас же последние 30— 40 лет этому учили мало. Второе — экономисты демонстрируют слабое знание экономических (!) конкурса, как в НГУ к примеру, нет. Но в этом есть свои плюсы — мы можем поднять уровень своих студентов за время обучения. И, я думаю, у нас это получается. Практика у студентов начи­ нается после первого курса. На втором они уже работают три недели в одном из отделов, к примеру, банка. Они должны вы­ полнить практическую работу / "А Ь ) h дисциплин. А для экономиста история — то же, что для ес­ тественника эксперимент. Третий недостаток — слабая практика. Ее начинали с третьего курса, и проходила она пару недель. И наконец, спе­ циальные дисциплины в первые два года практически не пре­ подавались. Образование было заидеологизированным. Мы поставили себе задачу: создать учебное заведение ка­ чественно иное. На чем осно­ вывались ? Мы знали преподава­ телей и могли приглашать луч­ и написать отчет. Вечерники и заочники, как правило, уже имеют одно обра­ зование. Это сильный состав: ведь не просто взять на себя, кроме работы, еще и учебу. С дневниками посложнее. Тут и леность есть, и надежда на авось. Но к экзаменам подтяги­ ваются. И сдают их неплохо. Средний балл у нас «четыре». Объявили сейчас три спец­ курса. Мы думали, что запи­ шутся от силы пять человек. Пришли двадцать! Они очень выросли за эти три года. совершенно бесплатно. Во вто­ ром номере журнала «Новый мир» в 1987 году была опубли­ кована его статья, совместная с Селюниным, «Лукавая цифра», там впервые было сказано о том, о чем тогда говорили только ше­ потом... — После я переключился на классическую экономику. А те­ перь вот снова вернулся к пе­ ресчетам — считаю россий- / < ! скую экономику за последние пять лет. На мой взгляд, это действительно крах. Видимое благополучие в магазинах, оби­ лие машин на улицах. В то время как основная часть людей отброшена назад на десятки лет. Страна переживает не­ прерывный с 90-го года кризис, и он углубляется. Имеют место три процесса, чье одно­ временное осуществление ни одному нормальному экономис­ ту и в голову не может прийти: у нас сокращается уровень жизни населения, сокращаются военные расходы и сокращает­ ся же богатство общества в целом. Понятно, что необходи­ мо свертывание военных рас­ ходов. Но тогда должен расти уровень жизни. А мы умудрились сократить реальные доходы населения примерно на сорок процентов, военные расходы — раз в пять и национальное бо­ гатство — на 36 процентов. Такого падения за столь корот­ кий срок мировая история не знает. Д ля сравнения: во время Великой Отечественной войны национальное богатство стра­ ны сократилось на 35 процен­ тов. Меня очень беспокоит буд у - ' щее наших студентов. Может так получиться, что знания окажутся невостребованными. Это во многом определяется тем, возьмутся ли в нашей стране за ум. Первый выпуск у гуманитариев На гуманитарном факультете СНУ в апреле вручили первые дипломы — фуппа из 13 человек вечернего отделения по специ­ альности «английский язык». «Следущий выпуск — в этом же году, — рассказывает декан гу­ манитарного факультета Надеж­ да Николаевна Гоголева, — за­ канчивают обучение те, с кого начинался университет, — сту­ денты отделения германистики». Еще на факультете — отде­ ление английской филологии со специализацией преподавателя языка, переводчика. На каждом из четырех курсов (полное обу­ чение в университете — четыре года) — по три-четыре английс­ кие группы и по одной немецкой. В этом году планируют открыть французское отделение. Студенты имеют богатую пе­ реводческую практику — рабо­ тают с зарубежными гостями университета, переводят лекции. В этом году набрали экспе­ риментальную группу с изучени­ ем языка с нуля. Там своя про­ грамма — пример дифференци­ рованного подхода, широко при­ меняемого в СНУ. На втором курсе по желанию студенты могут изучать второй язык, тогда с каждым семестром количество часов- второго языка увеличива­ ется. Русскую филологию планиру­ ют ввести с нового учебного года. Но с условием — если будут желающие. На отделениях иностранных языков можно по­ лучить дополнительную специ­ альность — «русский как ино­ странный». Это очень актуально — преподавание русского для иностранцев. На гуманитарном факультете преподают, кроме специальных дисциплин, экономику, предпри­ нимательство, менеджмент и ин­ форматику. Многоуровневая психология В основу организации психо­ логического факультета была положена система многоуровне­ вого образования. Программа, автором которой является сам декан факультета, известный в городе психолог Евгений Влади­ мирович Руденский, включает четыре уровня: первый — кол­ ледж психологии, второй — ба­ калавриат в СНУ, затем — спе­ циализация в педуниверситете и наконец в планах — магистра­ тура в Сибирском независимом университете. Двенадцать преподавателей, среди которых психологи-лракти- ки, обучают 10— 15 студентов по методу «глаза в глаза». В этом году впервые набрали заочное отделение. Учиться пришли го­ сударственные служащие, инже­ нерно-технические работники, люди с высшим образованием. Интерес, что называется, нали­ цо. Итак, Сибирский независи­ мый университет живет своей полнокровной жизнью и стро­ ит планы на будущее. Незави­ симость в некоторой степени — свобода. А в поисках знаний наличие добровольного выбо­ ра — чуть ли не сто процентов успеха. Чего мы и желаем сту­ дентам, преподавателям и всем тем, кто дорожит дружес­ кими узами с университетом Марина ДУДКИНА. На фото Виталия МИХАЙЛОВА: ректор Сибирского независимого университета А. Ф. Ревуженко; в учебной аудитории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2