Вечерний Новосибирск, 2003, № 134
В статье «Святой ли источник в Бугринской роще?» («ВН» от 3.07) наш корреспондент поде лился с читателями ре зультатами собственно го расследования обстоя тельств, связанных с родником в Бугринской роще, объявленным неко торыми чудотворным и целительным. Продолжа ем публикацию коррес пондентского расследо вания. Валерий МЕЛЬНИКОВ Немного предыстории М ногим новосибирцам извес тен Святой Ключ на станции Ло жок в Искитимском районе. За бил ключ на месте мученической кончины жертв большевистской диктатуры первых лет советской власти. Ежедневно приезжают к святому источнику паломники: искупаться в леденящей, но жи вительной воде, набрать ее до мой, просто помолиться у святого места. Добираться до святого ис точника не имеющим собствен ного транспорта трудновато: сна чала на электричке, потом пеш ком. Но настоящих верующих это не смущает — какое же паломни чество без трудностей? Ради бла годати и потрудиться не грех. Но вот по Новосибирску прошел слух, что подобный источник есть рядом, буквально под боком — в Бугринской роще, и якобы он уже прославился чудесными исцелениями. Жаждущие исцеле ния потянулись к родничку, рас положенному на берегу Оби. Все отмечали необычный слегка сладковатый вкус родниковой во ды. К правящему архиерею архи епископу Новосибирскому и Бердскому Тихону стали посту пать просьбы освятить родник и объявить его чудотворным. Одна ко владыка Тихон довольно скеп тически отнесся ко всему этому ажиотажу и благословил для на чала сделать анализ воды — мало ли чего можно ожидать от родни ка, расположенного в городской черте. С тех пор прошел почти год, но поручение архиепископа Тихона так никто и не выполнил. Поскольку читателей «Вечерки» интересовала история Бугрин- ского источника, то редакция ре шила взять на себя исполнение благословения владыки и произ вести анализ воды. Конкретное исполнение было поручено ваше му коррёспонденту. После получения в городском центре Госсанэпиднадзора по дробных инструкций о правилах забора пробы воды, мы набрали в соответствующие емкости воду, стараясь брать ее в непосредст венной близости от вытекающей из скального грунта струйки, и отвезли ее на анализ. Через три дня результаты были готовы. Хи мический анализ, несмотря на близость оловокомбината, был более-менее сносен: никаких опасных вкраплений в виде мы шьяка и тому подобных отходов оловянного производства в воде не обнаружилось. Это свидетель ствовало о том, что проведенные на комбинате в последние годы работы по снижению вредных выбросов в атмосферу дали свои результаты. Однако химики от метили повышенное наличие ни тратов (буквально на пределах нормы, но в 8 — 9 раз выше, чем в обычной воде) и превышение нормы жесткости. Как популяр но объяснили врачи, если пить та кую жесткую воду, то можно «по садить» почки и заработать остео хондроз. Воду было рекомендо вано пропускать через фильтр и тщательно кипятить. Причины жесткости воды раз нообразны и с точки зрения хи мии вполне объяснимы, но отку да в родниковой воде нитраты? Так же популярно нам разъясни ли, что в родниковую воду каким- то образом попадают органичес кие отложения. Такое возможно, к примеру, когда в водные кана лы просачиваются отходы из ста рого заброшенного туалета или кучи прелого навоза. Химики, сделавшие анализ, с определен ной долей уверенности предполо жили, что бактериологический анализ воды из Бугринского ис точника будет плохим, и не ошиблись. Наличие в воде бакте рий по некоторым показателям буквально зашкаливало. Резуль тат анализа был столь неожидан ным, что редакция приняла реше ние его повторить. Эпидемиологам вода не понравилась Решение повторить анализ врачи-эпидемиологи из городско го центра Госсанэпиднадзора одобрили: мало ли что бывает в жизни — вдруг незадолго до то го, как мы первый раз брали во ду, там искупалась какая-нибудь собака или бомж ноги помыл — все-таки водоем открытый. Нам опять выдали стерильную посуду и стерильный черпак, обернутый в несколько слоев плотной бума ги. Вновь, тщательно соблюдая полученные инструкции, мы на полнили стерильную емкость родниковой водой, и вновь бакте К этому источнику на станции Ложок добираться гораздо дольше и труднее, чем к роднику в Бугринской роще, но название Святой Ключ он носит по праву. риологический анализ огорчил. Заключение санитарных врачей гласило: «Проба воды по микро биологическим показателям не соответствует требованиям Сан- ПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиеничес кие требования к качеству воды нецентрализованного водоснаб жения» по превышению ОКБ и ТКБ». То есть, проще говоря, во да для питья не пригодна. Когда я сравнивал два анали за, то увидел значительную раз ницу между показателями перво го и второго анализов: второй, хо тя и был плохим, но все-таки не таким жутким, как первый. Ока зывается, как в поговорке «в од ну воду дважды не войдешь», так и анализ, взятый из того же мес та даже через пару минут — это уже другой анализ. Здесь же, по предположению врачей, в род ник поступают воды из верхних грунтовых слоев, а состав их очень непостоянен и зависит от многих факторов: так, например, прошел дождь, смыл всякую грязь с близлежащих улиц — и это все стекает в родник. Как ни странно, и здесь я услышал пред положение о возможной подпит ке из брошенного туалета. Что ж, необычный сладковатый вкус во дички получил свое обоснова ние. Медики также добавили, что наличие бактерий в составе воды является как бы индикато ром присутствия в ней патоген ных микроорганизмов, сиречь — возбудителей различных инфек ционных заболеваний. Ну как тут не вспомнить старую сказку, где сестрица Аленушка говорила братцу Иванушке: «Не пей, бра тец, из копытца — козленочком станешь». Откуда же пошел слух, или Кое-что о церковном послушании Итак, редакционное расследо вание закончилось. Вода из род ника в Бугринской роще оказа лась не только непригодной для питья, но и возможным источни ком инфекционных заболеваний. Но на чем же тогда основан этот слух, что источник святой? Я про жил недалеко от Бугринской ро щи более десяти лет, учился в школе, в которую ходили дети из поселка Малое Кривощеково, де ревни Бугры и микрорайона под названием «2-й участок» ■ — по селка оловокомбината, непосред ственно примыкающего к Буг ринской роще. О якобы святом источнике никто ни разу не упо мянул, мало того, нам строго за прещали пить воду из многочис ленных родников, бьющих из под горы рядом с Обью, — состояние экологии в то время было удруча ющее, недаром на правительст венном уровне рассматривал ся вопрос о воз можной эваку ации оловоком бината за пре делы Новоси бирска. Но вот, начиная с про шлого года, среди верую щих пошел слух об откры тии одним ра бом Божиим святого источ ника. Впервые рассказ о Буг- ринском источ нике был напе чатан в январе 2002 года в га зете «Голос», затем статья об этом появилась в сборнике «ху- дожественно- публицистичес- ких повество ваний». Практически на каждой книге, реализуемой в церковных лавках, стоит благословение ли бо Святейшего Патриарха Мос ковского и всея Руси, либо правя щего архиерея. Иногда стоит по метка, что книга одобрена той или иной компетентной комисси ей. Оно и понятно: слишком вы сока ответственность у печатно го слова в духовной сфере. По скольку этот сборник церковного благословения не имел, в книж ных лавках его не было, но доб рохоты разносили книги в огром ных количествах по приходам для бесплатной раздачи. За этим нарушением церковной дисцип лины последовало следующее. Архиепископ Тихон не благосло вил почитать неведомый источ ник святым до полного разбира тельства, поэтому и большинство священников также не благо словляли свою паству брать воду из родника. Не исполнять благо словения священства, касающие ся духовной жизни, чревато, по этому неудивительно, что те, кто по непослушанию на источник продолжал паломничать, легко спутал обычную прохладу родни ковой воды с благодатью, а вкус городских нечистот воспринял особенным и необычным. Бабьих басен отвращайтесь То, что лжеисточник в Ново сибирске рано или поздно по явится, у знающих людей сомне ний не вызывало. Из многовеко вой христианской практики изве стно: как только Бог даст людям истинное знамение, тут же лука вый скопирует знамение ложное. Так что после того, как верую щим был открыт святой источник в Ложках, лжеисточник обяза тельно должен был появиться. И он появился. Почему опасны та кие подделки, написал один из подвижников XX века протоие рей Анатолий Правдолюбов: «Бойтесь поклоняться неведо мым источникам, про которые ничего не известно, была ли око ло них какая святыня или нет. Бе сы любят, чтобы люди почитали что-либо неведомое, к таковым имеют более удобный доступ». Поэтому в Церкви и существуют специальные богословские ко миссии, которые тщательно ис следуют все случаи чудес и исце лений, потому и так строги требо вания к церковным изданиям, особенно к тем, где пишется о чу десах. И немудрено, что некото рые книги церковного благосло вения не получают, хотя, как мы видим, отдельных авторов это не останавливает. Видимо, всячес кие россказни о ложных чудесах и знамениях были весьма распро странены еще в первые годы хри стианства, раз апостол Павел в своих Посланиях советует хрис тианам «бабьих басен отвращать ся», а тех, кто их распространяет, называет «непокорными, пусто словами и обманщиками». Да не прельстятся избранные Известно, что Христос во вре мя Его земного воплощения тво рил множество чудес, но резко осуждал тех, кто от Него этих чу дес требовал, называя падких на чудеса и знамения «родом лука вым и прелюбодейным». Мало того, Он предупредил, что нака нуне конца мира явится анти христ и даст «великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Под из бранными понимаются верую щие христиане. Поэтому Цер ковь, строго подходя ко всем слу чаям чудес и исцелений, увеще вает верующих не увлекаться ими, дабы не прельститься. «Да как это мы можем не распознать антихриста?» — возражают неко торые верующие. Приблизитель ным сценарием, как это может произойти, и стал случай с источ ником в Бугринской роще.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2