Вечерний Новосибирск, 2003, № 134

В статье «Святой ли источник в Бугринской роще?» («ВН» от 3.07) наш корреспондент поде ­ лился с читателями ре ­ зультатами собственно ­ го расследования обстоя ­ тельств, связанных с родником в Бугринской роще, объявленным неко ­ торыми чудотворным и целительным. Продолжа ­ ем публикацию коррес ­ пондентского расследо ­ вания. Валерий МЕЛЬНИКОВ Немного предыстории М ногим новосибирцам извес ­ тен Святой Ключ на станции Ло ­ жок в Искитимском районе. За ­ бил ключ на месте мученической кончины жертв большевистской диктатуры первых лет советской власти. Ежедневно приезжают к святому источнику паломники: искупаться в леденящей, но жи ­ вительной воде, набрать ее до ­ мой, просто помолиться у святого места. Добираться до святого ис ­ точника не имеющим собствен ­ ного транспорта трудновато: сна ­ чала на электричке, потом пеш ­ ком. Но настоящих верующих это не смущает — какое же паломни ­ чество без трудностей? Ради бла ­ годати и потрудиться не грех. Но вот по Новосибирску прошел слух, что подобный источник есть рядом, буквально под боком — в Бугринской роще, и якобы он уже прославился чудесными исцелениями. Жаждущие исцеле ­ ния потянулись к родничку, рас ­ положенному на берегу Оби. Все отмечали необычный слегка сладковатый вкус родниковой во ­ ды. К правящему архиерею архи ­ епископу Новосибирскому и Бердскому Тихону стали посту ­ пать просьбы освятить родник и объявить его чудотворным. Одна ­ ко владыка Тихон довольно скеп ­ тически отнесся ко всему этому ажиотажу и благословил для на ­ чала сделать анализ воды — мало ли чего можно ожидать от родни ­ ка, расположенного в городской черте. С тех пор прошел почти год, но поручение архиепископа Тихона так никто и не выполнил. Поскольку читателей «Вечерки» интересовала история Бугрин- ского источника, то редакция ре ­ шила взять на себя исполнение благословения владыки и произ ­ вести анализ воды. Конкретное исполнение было поручено ваше ­ му коррёспонденту. После получения в городском центре Госсанэпиднадзора по ­ дробных инструкций о правилах забора пробы воды, мы набрали в соответствующие емкости воду, стараясь брать ее в непосредст ­ венной близости от вытекающей из скального грунта струйки, и отвезли ее на анализ. Через три дня результаты были готовы. Хи ­ мический анализ, несмотря на близость оловокомбината, был более-менее сносен: никаких опасных вкраплений в виде мы ­ шьяка и тому подобных отходов оловянного производства в воде не обнаружилось. Это свидетель ­ ствовало о том, что проведенные на комбинате в последние годы работы по снижению вредных выбросов в атмосферу дали свои результаты. Однако химики от ­ метили повышенное наличие ни­ тратов (буквально на пределах нормы, но в 8 — 9 раз выше, чем в обычной воде) и превышение нормы жесткости. Как популяр ­ но объяснили врачи, если пить та ­ кую жесткую воду, то можно «по ­ садить» почки и заработать остео ­ хондроз. Воду было рекомендо ­ вано пропускать через фильтр и тщательно кипятить. Причины жесткости воды раз ­ нообразны и с точки зрения хи ­ мии вполне объяснимы, но отку ­ да в родниковой воде нитраты? Так же популярно нам разъясни ­ ли, что в родниковую воду каким- то образом попадают органичес ­ кие отложения. Такое возможно, к примеру, когда в водные кана ­ лы просачиваются отходы из ста ­ рого заброшенного туалета или кучи прелого навоза. Химики, сделавшие анализ, с определен ­ ной долей уверенности предполо ­ жили, что бактериологический анализ воды из Бугринского ис ­ точника будет плохим, и не ошиблись. Наличие в воде бакте ­ рий по некоторым показателям буквально зашкаливало. Резуль ­ тат анализа был столь неожидан ­ ным, что редакция приняла реше ­ ние его повторить. Эпидемиологам вода не понравилась Решение повторить анализ врачи-эпидемиологи из городско ­ го центра Госсанэпиднадзора одобрили: мало ли что бывает в жизни — вдруг незадолго до то ­ го, как мы первый раз брали во ­ ду, там искупалась какая-нибудь собака или бомж ноги помыл — все-таки водоем открытый. Нам опять выдали стерильную посуду и стерильный черпак, обернутый в несколько слоев плотной бума ­ ги. Вновь, тщательно соблюдая полученные инструкции, мы на ­ полнили стерильную емкость родниковой водой, и вновь бакте ­ К этому источнику на станции Ложок добираться гораздо дольше и труднее, чем к роднику в Бугринской роще, но название Святой Ключ он носит по праву. риологический анализ огорчил. Заключение санитарных врачей гласило: «Проба воды по микро ­ биологическим показателям не соответствует требованиям Сан- ПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиеничес ­ кие требования к качеству воды нецентрализованного водоснаб ­ жения» по превышению ОКБ и ТКБ». То есть, проще говоря, во ­ да для питья не пригодна. Когда я сравнивал два анали ­ за, то увидел значительную раз ­ ницу между показателями перво ­ го и второго анализов: второй, хо ­ тя и был плохим, но все-таки не таким жутким, как первый. Ока ­ зывается, как в поговорке «в од ­ ну воду дважды не войдешь», так и анализ, взятый из того же мес ­ та даже через пару минут — это уже другой анализ. Здесь же, по предположению врачей, в род ­ ник поступают воды из верхних грунтовых слоев, а состав их очень непостоянен и зависит от многих факторов: так, например, прошел дождь, смыл всякую грязь с близлежащих улиц — и это все стекает в родник. Как ни странно, и здесь я услышал пред ­ положение о возможной подпит ­ ке из брошенного туалета. Что ж, необычный сладковатый вкус во ­ дички получил свое обоснова ­ ние. Медики также добавили, что наличие бактерий в составе воды является как бы индикато ­ ром присутствия в ней патоген ­ ных микроорганизмов, сиречь — возбудителей различных инфек ­ ционных заболеваний. Ну как тут не вспомнить старую сказку, где сестрица Аленушка говорила братцу Иванушке: «Не пей, бра ­ тец, из копытца — козленочком станешь». Откуда же пошел слух, или Кое-что о церковном послушании Итак, редакционное расследо ­ вание закончилось. Вода из род ­ ника в Бугринской роще оказа ­ лась не только непригодной для питья, но и возможным источни ­ ком инфекционных заболеваний. Но на чем же тогда основан этот слух, что источник святой? Я про ­ жил недалеко от Бугринской ро ­ щи более десяти лет, учился в школе, в которую ходили дети из поселка Малое Кривощеково, де ­ ревни Бугры и микрорайона под названием «2-й участок» ■ — по ­ селка оловокомбината, непосред ­ ственно примыкающего к Буг ­ ринской роще. О якобы святом источнике никто ни разу не упо ­ мянул, мало того, нам строго за ­ прещали пить воду из многочис ­ ленных родников, бьющих из под горы рядом с Обью, — состояние экологии в то время было удруча ­ ющее, недаром на правительст ­ венном уровне рассматривал ­ ся вопрос о воз ­ можной эваку ­ ации оловоком ­ бината за пре ­ делы Новоси ­ бирска. Но вот, начиная с про ­ шлого года, среди верую ­ щих пошел слух об откры ­ тии одним ра ­ бом Божиим святого источ ­ ника. Впервые рассказ о Буг- ринском источ ­ нике был напе ­ чатан в январе 2002 года в га ­ зете «Голос», затем статья об этом появилась в сборнике «ху- дожественно- публицистичес- ких повество ­ ваний». Практически на каждой книге, реализуемой в церковных лавках, стоит благословение ли ­ бо Святейшего Патриарха Мос ­ ковского и всея Руси, либо правя ­ щего архиерея. Иногда стоит по ­ метка, что книга одобрена той или иной компетентной комисси ­ ей. Оно и понятно: слишком вы ­ сока ответственность у печатно ­ го слова в духовной сфере. По ­ скольку этот сборник церковного благословения не имел, в книж ­ ных лавках его не было, но доб ­ рохоты разносили книги в огром ­ ных количествах по приходам для бесплатной раздачи. За этим нарушением церковной дисцип ­ лины последовало следующее. Архиепископ Тихон не благосло ­ вил почитать неведомый источ ­ ник святым до полного разбира ­ тельства, поэтому и большинство священников также не благо ­ словляли свою паству брать воду из родника. Не исполнять благо ­ словения священства, касающие ­ ся духовной жизни, чревато, по ­ этому неудивительно, что те, кто по непослушанию на источник продолжал паломничать, легко спутал обычную прохладу родни ­ ковой воды с благодатью, а вкус городских нечистот воспринял особенным и необычным. Бабьих басен отвращайтесь То, что лжеисточник в Ново ­ сибирске рано или поздно по ­ явится, у знающих людей сомне ­ ний не вызывало. Из многовеко ­ вой христианской практики изве ­ стно: как только Бог даст людям истинное знамение, тут же лука ­ вый скопирует знамение ложное. Так что после того, как верую ­ щим был открыт святой источник в Ложках, лжеисточник обяза ­ тельно должен был появиться. И он появился. Почему опасны та ­ кие подделки, написал один из подвижников XX века протоие ­ рей Анатолий Правдолюбов: «Бойтесь поклоняться неведо ­ мым источникам, про которые ничего не известно, была ли око ­ ло них какая святыня или нет. Бе ­ сы любят, чтобы люди почитали что-либо неведомое, к таковым имеют более удобный доступ». Поэтому в Церкви и существуют специальные богословские ко ­ миссии, которые тщательно ис ­ следуют все случаи чудес и исце ­ лений, потому и так строги требо ­ вания к церковным изданиям, особенно к тем, где пишется о чу ­ десах. И немудрено, что некото ­ рые книги церковного благосло ­ вения не получают, хотя, как мы видим, отдельных авторов это не останавливает. Видимо, всячес ­ кие россказни о ложных чудесах и знамениях были весьма распро ­ странены еще в первые годы хри ­ стианства, раз апостол Павел в своих Посланиях советует хрис ­ тианам «бабьих басен отвращать ­ ся», а тех, кто их распространяет, называет «непокорными, пусто ­ словами и обманщиками». Да не прельстятся избранные Известно, что Христос во вре ­ мя Его земного воплощения тво ­ рил множество чудес, но резко осуждал тех, кто от Него этих чу ­ дес требовал, называя падких на чудеса и знамения «родом лука ­ вым и прелюбодейным». Мало того, Он предупредил, что нака ­ нуне конца мира явится анти ­ христ и даст «великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Под из ­ бранными понимаются верую ­ щие христиане. Поэтому Цер ­ ковь, строго подходя ко всем слу ­ чаям чудес и исцелений, увеще ­ вает верующих не увлекаться ими, дабы не прельститься. «Да как это мы можем не распознать антихриста?» — возражают неко ­ торые верующие. Приблизитель ­ ным сценарием, как это может произойти, и стал случай с источ ­ ником в Бугринской роще.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2