Вечерний Новосибирск, 2003, № 134

ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК 10 июля 2003 г., четверг Ирина ТИМОФЕЕВА «Способный» парень «А какой парень способный! Девятнадцать лет, а машину зна ­ ет, как свои пять пальцев, прямо квалифицированный профессио ­ нал, разберет до последнего вин ­ тика, нигде ни одной детали не покорежит, не потеряет, все до мелочи по полочкам разложит, аккуратист. И организаторская жилка явно просматривается: и гараж снимет, обязательно капи ­ тальный, чтобы можно было со светом и ночью работать, и каж ­ дому подельнику задачу поста­ вит, и слежку за очередной жерт ­ вой организует...» Да, не каждый автомобильный вор удостоится такой характерис ­ тики сотрудника уголовного ро ­ зыска. Прямо-таки жалко стано ­ вится, что Никита, так зовут «профессионала» по угонам, не в народное хозяйство пошел эконо ­ мику поднимать, а в криминал. Он, правда, в институт дважды поступал, бросил и снова чуть не на спор стал студентом. Да засо ­ сала «преступная трясина». Пря ­ мо-таки иллюстрация к извест ­ ной мысли о том, что наши недо- статей — продолжение наших до ­ стоинств. Папаша-автослесарь сына научил в машинах разби ­ раться, а тот проявил недюжин ­ ные способности и смекалку. На станции техобслуживания, куда Никиту папаша устроил, он быст ­ ренько осмотрелся и понял — зо ­ лотая жила. Один юрист пригнал «Тойоту-Корона» подкрасить. Ни ­ кита слепок ключика от машины сделал. Выследил, где живет зна ­ ток законов, и через два дня спо ­ койно автомобиль угнал. В арен ­ дованном капитальном гараже разобрал и сдал в так называе ­ мый авторазбор. После первой удачи с япон­ ской машиной в сентябре про ­ шлого года прямо-таки вдохнове ­ ние снизошло на талантливого паренька, двоих подручных к своему «промыслу» приспосо ­ бил. Мелочиться не стали. Еще одну «японку» присмотрели. Хо ­ зяйка ставила свою «Тойоту-Це- фира» возле дома, без сигнализа ­ ции. (Эту деталь запомним.) Па­ цаны, а теперь это уже была груп ­ па, все просчитали и благополуч ­ но увели машинку. Покупателя нашли заранее, у того такая же «Цефира» имелась. Так ворован ­ ную он целиком купил на запчас ­ ти, переставил сиденья, колеса, аккумулятор. А похитителям от ­ валил аж двадцать тысяч рублей! Замечу, за автомобиль, цена ко ­ торого восемь тысяч долларов.. Любящий сынок Никита отцу де ­ нежек добавил на новую машину, тоже японскую. Позже, уже на следствии, папаша рассказывал, что сильно он засомневался: «Ты, сынок, чем-то нехорошим зани ­ маешься...» Но денежки взял, хо ­ тя не мог не понимать: что-то про ­ исходит, отпрыска частенько по ночам дома нет... К началу нынешнего лета на счету Никиты с приятелями чис ­ лилось уже восемь краж автомо ­ билей. Да не каких-то «Москви ­ чей», а дорогих, новых «тачек». Действовали по отработанной схеме. Выслеживали авто и одно ­ временно искали покупателей. Просто давали объявления в по ­ пулярные рекламные издания: «Продам запчасти», «Куплю зап ­ части». Нашелся покупатель на очередную «Тойоту», назовем его Сергей. Сам снял гараж, куда по ­ хитители и пригнали автомобиль, где его разукомплектовали. Но к этому времени Сергей был уже «под колпаком». А дальше опера ­ тивные мероприятия и захват ав ­ товоров с поличным. Не будем вдаваться в подробности опера ­ ции. Никита и его сообщники арестованы, обвиняются в краже в особо крупном размере. Но и Сергей, как скупщик краденого, и его брат, и приятель брата, как посредник с группой Никиты, то ­ Кошелек на колесах Автомобиль уже н роскошь, но всегда соблазн для вора же будут отвечать перед судом по статье 175 Уголовного кодекса — о скупке заведомо добытого преступным путем. Такое обви ­ нение вообще предъявляется не так часто. Много чего выявляет ­ ся на следствии, например, раз ­ мах «предприятия» — часть де ­ нег, оказывается, Никита направ ­ лял на развитие «бизнеса» (горю ­ чее, материалы и т. п.). Зачем просто кататься, когда можно «бабки» запросто делать — Так что ж теперь обыч ­ ных угонов нет, когда пацаны угоняют машины просто по ­ кататься? Ответ начальника Межрайон ­ ного отдела но расследованию краж автомашин УВД города пол ­ ковника Сергея Ащеулова не ­ сколько неожиданный: — Таких случаев становится все меньше. Зачем пацанам про ­ сто кататься, искать приключе ­ ний, когда каждый пацан знает, где угнать и кому быстренько продать. Примеров сколько угод ­ но. В районе ГЭС девятнадцати ­ летний парень угнал «Москвич», доехал до авторынка на Горской. Там, в кустах, машину, разбирал и таскал детали на продажу. Или еще случай. Два студента, оба спортсмены, и их друг-пэтэуш ­ ник. Одному студенту папа пода ­ рил «девятку», не новую. А тому хотелось получше. С друзьями уг­ нал такую же машину, переста ­ вил кое-что на папин подарок, ос ­ тальное — на авторынок. Понра ­ вилось. Увели еще один ВАЗ. На этом студенческая эпопея закон ­ чилась, но при обыске у ребят об ­ наружилось кое-что серьезнее — два обреза. Находятся доказа ­ тельства причастности к двум квартирным кражам. — Лето обострило ситуг- цию? — Еще как! Всплеск — иначе не назовешь. Все на машинах — раздолье для воров. В день, в среднем, четыре-пять угонов, зи ­ мой — один, ну, два. Автомоби ­ лей в городе все больше. Вла ­ дельцы, особенно те, кто с утра собираются на дачи, оставляют машины у дома на ночь, без сиг ­ нализации. А под утро спится крепко, но только не ворам. Девя ­ носто процентов похищенных ав ­ томобилей не были оборудованы сигнализацией. Подчеркните для ваших читателей: вор боится шу ­ ма, для него это сигнал к бегству. Ни дня нельзя ездить, если у авто ­ мобиля нет даже самой простой сигнализации. С дачных участ ­ ков угоняют, где, казалось бы, но ­ чью такая тишина, что все услы ­ шишь. Но ухитряются выкаты ­ вать машины, даже когда хозяева снимают аккумуляторы. Чаще в ближайших пригородных садо ­ вых обществах, чуть ли не в чер ­ те города, в Первомайском, Со­ ветском районах. На дачах дейст ­ вуют, в основном, несовершенно ­ летние угонщики. Они знают до ­ рожку в авторазбор. Пунктов таких в городе сей ­ час десятка четыре, как сообщил нашему корреспонденту Сергей Ащеулов. И все прибавляются, растут, как грибы после дождя, как в не столь давние времена точки сбора цветного металла. Похоже, с авторазбором тоже придется властям в скором вре ­ мени разбираться, правила сочи ­ нять — уж очень прибыльное де ­ ло для инициативных. Конечно, милиция старается держать эти пункты в поле зрения, но попро ­ буй разберись, откуда молодежь тащит туда автомобильные запча ­ сти, штампа на каждой нет. А дельцы тоже не спят. Такой любо ­ пытный штрих. В Межрайонный отдел по расследованию краж ав ­ томашин недавно старичок один пожаловал: «Хочу авторазбор от ­ крыть, так объясните, что да как». Похоже, дедок — просто подставной, «пикейный жилет», послали его дельцы на разведку. Ведь понятно, что любые пункты и вообще всякие частные пред ­ приятия не милиция открывает. Еще вопрос полковнику: — Приходилось слышгшь, что воры как-то могут быст ­ ро отключать сигнализацию машины? — Прибор для снятия сигнала стоит восемь тысяч долларов. Позволить себе такую роскошь могут только очень крутые пре ­ ступные организованные группы. Две мы поймали — из Петербур ­ га и Барнаула. Массовый, так сказать, угонщик таких денег не имеет, если сбывает ворованное за бесценок. Так что сигнализа ­ ция для него — серьезный отпор. «Славянский» и женщина за рулем Что более всего тревожит со ­ трудников Межрайонного отде ­ ла, так это, увы, беспечность но ­ вых автовладельцев. Никита с по ­ дельниками умыкнул от дома весьма состоятельной дамы толь ­ ко что купленный ею ВАЗ по ­ следней модели. Новехонькая машина стояла под окнами квар ­ тиры еще с транзитными номера ­ ми, понятно, без сигнализации. На этом ее служение людям в це ­ лом виде закончилось: угнанная пацанами, она была спущена за десять тысяч рублей (а куплена — в восемнадцать раз дороже) и разобрана по винтику. Нет, не случайно и юный Ни ­ кита, и более опытные автоворы покушаются именно на только что купленные машины. Похоже, учитывают эйфорию новых авто ­ мобилистов. Те, обуреваемые по ­ нятной радостью, едва приехав домой, начинают обмывать. Или заезжают к знакомым, ведь часть покупателей едут к нам из других городов. Ставят машины во дво ­ рах, не подозревая, что еще с рынка за ними следят, их пасут и ждут удобного момента. Нередко и документы на машину владель ­ цы оставляют в салоне, что весь ­ ма радует воров. — Вал краж дает авторынок «Славянский». Такое впечатле ­ ние, что прямо из Японии маши ­ ны попадают в Новосибирск, ни в одном соседнем городе нет тако ­ го количества автомобилей, ни на улицах, ни, тем более, на рын ­ ках, — не без грустного юмора отмечает Ащеулов. — Лишь за последние два месяца соверше ­ ны кражи десяти машин, только что купленных на «Славянском», еще с транзитными номерами. Совет один и главный: купил ма ­ шину, гони в гараж и не выезжай, пока не оборудуешь сигнализаци ­ ей. Еще особенность новейших автокраж. Воры, выслеживая жертву, арендуют гаражи близко от выбранного места угона, что­ бы не ехать через весь город. Они понимают, что владелец быстро поднимет шум, тут же объявляет ­ ся операция «Перехват», и уйти бывает трудно, а часто и невоз ­ можно. Ну а при чем женщина за ру ­ лем? Как оказалось, воришки специально охотятся за дамами- водительницами. При всей изве ­ стной женской аккуратности и осторожности, представительни ­ цы лучшей половины нередко бывают более беспечны, чем мужчины. Угнана «Тойота-КАУ-4» от НГТУ в Ленинском районе, ос ­ тавлена без сигнализации такая же машина у фитнесс-клуба. Этот автомобиль — маленький джип — становится популярным у женщин, и у воров. Частенько дамы оставляют в машинах доро ­ гие вещи, что привлекает и обыч­ ных воришек. Вспомним, одно время было много разбойных нападений на машины и водителей. Сейчас три- четыре в год. Обычно на такое идут очень подготовленные пре ­ ступные группы с целью добыть дорогие машины, ни перед чем не останавливаются. В июне со ­ общалось о ночном налете на ав­ тостоянку, когда был убит охран ­ ник, а собака отравлена. Угнано три джипа. Бандиты шли на убий ­ ство. Но чаще такие нападения происходят днем. Профессиона ­ лы сыска советуют в такой не ­ простой ситуации немедленно удирать, бежать прочь от маши ­ ны при малейшей возможности, не заботясь, что с ней будет. Кри ­ чать, привлекать внимание. Глав ­ ное — успеть позвонить, а вла ­ дельцы таких автомобилей все с сотовыми, чтобы была задейство ­ вана операция «Перехват». И еще совет от розыскников, вроде ба ­ нальный, но о котором нередко забывают: не оставлять ключи в машине. А ремонт делать только 4 на хорошо известных станциях техобслуживания. Профессионалы сыска советуют в такой непростой ситуации немедленно удирать, бежать прочь от машины при малейшей возможности, не заботясь, что с ней будет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2