Сибирский Парнас 2022, № 3

24 Новосибирске на Всесибирском семинаре молодых литерато- ров высокую оценку получила проза новосибирцев Николая Шипилова и Татьяны Набатниковой. Едва ли не самыми трудными в литературной истории Новосибирска оказались переломные 1990-е годы. Чем-то схожи были они с двадцатыми. С той, правда, принципиаль- ной разницей, что если тогда шло собирание и объединение литературных сил Сибири, то теперь начался обратный про- цесс, тесно связанный с разрушительными социальными и экономическими подвижками, происходившими в нашей стране в последнее десятилетие XX века. Трещало по всем швам ещё недавно общее культурное и литературное про- странство, обрывались региональные связи, рушилась единая книгоиздательская система, фактически переставала суще- ствовать профессия писателя. Всё это, безусловно, не могло не сказываться на литератур- ной жизни и положении писателей: и материальном, конечно, но больше моральном и психологическом. Пишущие люди не перевелись, но качество литературной продукции заметно упало. А возможность издаваться не за государственный, а за свой или спонсоров счёт, да ещё, так сказать, «в автор- ской редакции» планку и вовсе уронило. Да и тон задавала теперь отнюдь не художественная литература в её высоком понимании, а ширпотребовская беллетристика. Тем более что даже государственные издательства и издания, чтобы выжить в новых рыночных условиях, предпочтение отдавали коммерческому чтиву. Хорошо это видно на примере крупнейшего когда-то в Сибири – сначала Западно-Сибирского, а потом и Новоси- бирского – книжного издательства. Поначалу оно ещё пред- принимало попытки выпускать книги местных авторов, но, как и большинство его российских собратьев, брошенное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2