Сибирский парнас № 2, 2021
196 большую любовь к родной природе». Мама открывает мир своей дочери, всем своим детям. «Ах, эти мамины руки, они не сравнятся ни с чем, даже с крыльями, как пела Клавдия Шульженко. Они умели всё: сеять из лукошка жито и убирать его серпом, теребить лён и мять его ручной мялкой и длинными зимними вечерами сидеть за прялкой, а затем ткать холст на рубашки, поло- тенца, вязать носки и варежки, делать игрушки из коровьей и овечьей шерсти, выделывать кожи на яловые и хромовые сапоги… Не перечислить всего того, что умела делать ма- ма-хозяйка, мама-крестьянка, мама-колхозница. Она умела жарить, варить, парить и печь чисто русские блюда в русской печке: сальники, картошку в сливках, кислые щи, топлёное молоко, всевозможные каши, пироги, кулебяки. По маминым рукам мы могли определить многое. Ах, как они были веселы и подвижны на работе и у печки, когда еда была в доме. С каким восторгом мы смотрели на них! Блины так и отлетали от сковородки…». «Памятники надо ставить нашим матерям. И не измерить – кому было тяжелее – на фронте мужчинам или в тылу женщинам». Социальная направленность повести очевидна. Все тяготы военных лет описаны достоверно и точно: …весной надои маленькие, и всё молоко сдавали государ- ству за налоги и госзаймы… …построить новую баню в деревне было некому, деревня осталась без мужиков, потому печи в домах клали огром- ными – а вдруг придётся в них мыться (о мытье в такой печи рассказывает автор). Последняя глава повести «Учительница первая моя» посвящена школе, одноклассникам и дорогим учителям, «стараниями, трудами и подвижничеством которых военное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2