Сибирский парнас № 2, 2021
171 Булгаков, естественно, не смог увидеть всего Христа, эта задача не по силам ни одному из представителей современ- ного человечества. Но также несомненно, что булгаковское изображение родоначальника христианства расширяет рам- ки нашего понимания Иисуса Христа как богочеловека. Та верность истине, которую проявили Иешуа и Мастер, и есть основа божественной составляющей человека. «Я не церковник и не теософ», – однажды сказал о себе Михаил Афанасьевич. Что не церковник – это ясно. Но почему не теософ, ведь его взгляд на Христа близок теософским воззрениям? В 1922 году в журнале «Рупор» Булгаков публикует рассказ «Спиритический сеанс». Его герои – «бывшие» хозяева жизни, ненавидящие «нынеш- них» устраивают на своей квартире спиритическую сходку, чтобы узнать, как потусторонний мир относится к большеви- кам и сколько времени отводит их власти. В это время любо- пытная горничная Ксюша, которую выпроводили из комнаты, подглядывает в замочную скважину, чем же занимаются её хозяева. И рассказывает подружке: «Заперлись они, девонь- ка…Записывают про инператора и про большевиков…Темно в квартире, страсти!.. Жилец, барин, барыня, хахаль ейный, учительша… Ланпы потушили, чтобы я, значит, не видела… Хи-хи! И записывают… большевикам, говорят, крышка». Далее комментарий рассказчика: «В дымной тьме Сократ, сменивший Наполеона, творил чудеса. Он плясал как сумас- шедший, предрекая большевикам гибель… Когда же нервы напряглись до предела, стол с сидящим на нём мудрым греком колыхнулся и поплыл вверх… Спириты потребовали, чтобы дух стукнул. И стук раздался. – Дух, кто ты? – дрожащим голосом крикнул Павел Пет- рович.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2