Сибирский парнас № 2, 2021
166 Господи, кончить роман». В 1940 году смерть ставит точку в почти готовой рукописи романа. Он успел сказать несколько слов о том мире, куда ушёл Мастер и где Воланд и Иешуа каждый по-своему делают одно дело. А в нашем – через год с небольшим после ухода писателя началась Великая Война. В ней усатый кремлёвский Воланд сражался вместе со свя- тыми, с Иисусом Христом и с Божьей Матерью на залитой невиданными потопами крови русской земле. Мастер не смог принять участия в битвах, как он делал это в своё время, воюя за Россию в армии Деникина. Не смог потому, что исчерпал все силы в борьбе за свои сны. И заслужил покой. Побывал я также в Москве в подъезде дома 50 на улице Большой Садовой. Почему так прославилась его квартира 10? Почему Миха- ил Афанасьевич столь живо описал её в своём гениальном романе? Ведь прожил там всего три года и без «Маргариты» – Елены Сергеевны, с которой познакомился гораздо позже. Кроме того, за свою жизнь в Москве сменил ряд квартир и в них жил гораздо дольше. Почему же номер пятидесятый оказался эпицентром разыгранной дьяволиады? В каменном мешке двора по Садовой, сразу слева, когда за- ходишь, только что созданный музей писателя. Это случайная квартира на первом этаже первого подъезда. А та самая – в другом подъезде на пятом этаже. Лестничные стены, потолок и даже каменные марши исписаны, размалёваны всевозмож- ными изображениями и надписями. «Тихо, тихо. Шаги или это часы? Это слёзы мои или капли росы? Руки тянутся вверх к одиноким глазам. Никому я тебя не отдам». «Всё, что мне нужно, это несколько слов и место для шага вперёд». «У каждого есть свой трамвай, главное, чтобы он переехал тебя своевременно». «Склоняю перед вами голову, Мессир». «Воланд вернётся. Скорее бы!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2