Сибирский парнас № 2, 2021
14 кого черта художественного гения – способность всемирной отзывчивости», способность «любить человечество и носить в себе всеединящую душу» (14, 418–420) сотворила это див- ное чудо пушкинского творчества. Во всякой человеческой душе, прикоснувшейся к нему, находит оно свой благодатный отклик. Вот почему каждый с полным основанием может сказать: «Мой Пушкин». Вчитываясь в него, важно сердцем найти самое для себя сокровенное – то, что выбирает душа. Мой Пушкин – это прежде всего великий «духовный труженик» , томимый «духовной жаждою», стремящийся «сердцем возлетать во области заочны» : Дабы скорей узреть – оставя те места, Спасенья верный путь и тесные врата (2, 442) Это пламенеющий духом, рождённый «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» поэт-молитвенник: Молитеся – да взыдет к Небесам Усердная молитва православных (4, 210) «Пробудясь, Господню волю Сердцем он уразумел» , и это дало возможность создать настоящие духовные сокровища русской литературы. Таковы «Отцы пустынники и жены непорочны…» – не просто поэтическое переложение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, но подлинное молитвотвор- чество. Всем сердцем обращаясь ко Господу, с покаянным смирением испрашивает Пушкин благодатных душеспаси- тельных даров: Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. (2, 456)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2