Сибирский парнас № 2, 2021

137 ниях. Общались они между собой и с группой управления луноходом по громкоговорящей связи. Для общения со мной также была установлена связь, которая была использована в полной мере во время второго лунного дня. 8-го декабря 1970 года была открыта крышка контейнера, на которой были установлена панель солнечной батареи, и началась зарядка аккумуляторов «Лунохода-1». Зарядка и про- грев шасси и корпуса лунохода продолжалась и 9-го декабря. Очередной сеанс связи с «Луноходом-1» 10 декабря начался в 16 часов по московскому времени. Луноход был приведён в движение, начал двигаться по пересечённой местности, на его пути попадались отдельные камни и небольшие впади- ны. Всё шло хорошо, пока на пути лунохода не встретился кратер диаметром16 метров и глубиной 2 метра. В это время тени от предметов были короткими и водители недооценили обстановку. Луноход непреднамеренно заехал на склон этого кратера, во время движения по склону создалась тревожная обстановка, крен лунохода достиг 27-ми градусов, а диффе- рент 17 градусов. В этой обстановке главный конструктор «Лунохода-1» Георгий Николаевич Бабакин отстранил группу управления луноходом от руководства, и доверил экипажу лу- нохода самостоятельно выводить его из кратера. В подобной ситуации с «Луноходом-2» группа управления луноходом не разрешила водителям лунохода при движении задним ходом закрыть крышку панели солнечных батарей, в результате этого крышкой зацепили грунт. При закрытии крышки на ночь этот грунт, попав внутрь контейнера, нарушил систему терморегуляции лунохода, и он не стал выходить на связь. Бабакина к этому времени уже не было. Водители выводили «Луноход-1» из кратера, двигая его задним ходом. Перед тем, как начать движение, по громко- говорящей связи меня попросили повторить предыдущую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2